Беседовала Ирина Бойко.
В апреле в столице Страны восходящего солнца прошёл Чемпионат мира среди детей, юношей и девушек по карате киокушинкай. Поучаствовать в крупнейшем в мире турнире боевых искусств удалось двум юным ейчанам. Шестиклассник школы № 7 Алексей Слончак и пятиклассник из второй школы Осман Халилбеков оказались единственными представителями Краснодарского края, прошедшими отборочные соревнования в Москве и вошедшими в сборную России.
Впечатлениями от поездки в Японию и от занятий карате делится наставник ребят и папа одного из них, тренер международной организации киокушинкай карате-до Абдула Халилбеков (3-й дан, чёрный пояс).
– К сожалению, ейские каратисты проиграли японским, – улыбается Абдула Шавкатович. – Но выступили они достойно. Ведь ребята только в начале своего спортивного пути. Учтите, что они перенесли 16-часовой авиаперелёт, причём один из них вообще впервые в жизни летел на самолёте.
– Как вы стали каратистом?
– Родом я из Дагестана. А вот в армии служил на Дальнем Востоке, в Петропавловске-Камчатском. В этом городе есть спорткомплекс, в котором размещается ДЮСШ восточных единоборств. Увлёкся этими единоборствами и я.
Сначала философия…
– В чём главное отличие карате от других видов спорта?
– В том, что оно предполагает осмысленное личностное развитие спортсмена. Очередной пояс означает не только новую ступень спортивного мастерства, но и «выход» на новый жизненный уровень, совершенствование личностных качеств. Каждый человек с возрастом становится мудрее, ведь жизнь его чему-то учит. Карате помогает более осознанно и более быстро становиться мудрее и успешнее… Ты понимаешь, что когда сдаёшь «на пояс», то не просто учишься драться, что карате – это личностный рост, связь с философией, воспитание характера, силы духа. Основная задача карате – не «махать руками и ногами», а научиться терпеть боль, преодолевать усталость и страх. Поэтому всегда провожу подробное собеседование с ребёнком, прежде чем записать его в секцию. Выясняю, стоит ли его учить карате. Ведь, обучившись, он получит мощное оружие, которое должно служить добру, а не злу. Киокушинкай в переводе с японского – общество абсолютной истины.
– Как помогают занятия карате в воспитании ребёнка?
– В секции есть дети, которых родители привели потому, что сами не могут справиться с их воспитанием. Прежде всего это дети, растущие без отцов, которым необходимо общение с мужчиной-наставником.
– С какого возраста можно записать ребёнка на карате?
– Раньше 6-ти лет это делать не рекомендуется. Хотя не все родители понимают это. В моей практике был случай, когда семья очень влиятельного в районе человека водила на занятия четырёхлетнего ребёнка, выдавая его за шестилетнего. Причём одновременно мальчик занимался ещё и теннисом, шахматами и английским. В итоге он не выдержал нагрузки, утратил интерес к тренировкам и сейчас вообще не занимается карате.
– А есть ли «верхняя возрастная планка» для начала занятий?
– Мой самый «возрастной» ученик начал заниматься в 68 лет. Это профессор-кардиолог, переехавший в Ейск из Перми. Для меня было шоком, когда седой человек пришёл в секцию и заявил: «Хочу заниматься карате!» Он сдал два квалификационных экзамена, потом вернулся в Пермь и там продолжает тренироваться. Мужественный человек. Ведь наша «ветвь» карате считается самой жёсткой, контактной. Запрещены лишь удары рукой в голову, в пах и в спину. Всё остальное разрешено.
…потом – спорт
– Наверное, не случайно многие известные люди предпочитают эту версию карате…
– У президента РФ Путина 5-й дан киокушинкай, правда, символический. Посол Японии вручил ему пояс за вклад в развитие спорта. А возглавляет российскую ассоциацию карате киокушинкай министр ресурсов РФ Трутнев, у него 6-й дан, причём настоящий: Юрий Петрович серьёзно занимается восточными единоборствами. Известный шведский артист Дольф Лундгрен («Рокки», «Универсальный солдат», «Миротворец») имеет, как и я, 3-й дан…
– А кому удалось получить высший дан?
– 10-й дан только у основателя киокушинкай карате-до Оямы. Обладателей 9-го дана в мире можно пересчитать по пальцам одной руки… Получая 3-й дан, каратист становится сансеем (учителем), т. е. может учить других. В Ейске 3-й дан только у меня…
– Что больше всего поразило в Японии?
– Люди. Их отношение к миру, менталитет. Они очень доброжелательны. Не верится, что этот народ пережил Хиросиму и Нагасаки, страшное землетрясение. Многие ходят в защитных масках только потому, что болеют лёгкими простудными заболеваниями и боятся заразить окружающих. Приехали в Токио в час ночи. Не могли найти отель. На улице было много гуляющих людей. Обратились к женщине, которая ела мороженое на лавочке. С помощью телефона-навигатора она через полчаса привела нас к порогу отеля. На следующий день мы искали офис токийского представительства карате. На улице никого не было. Я зашёл в кафе, увидел повара и спросил у него о дороге к офису. 45 минут он в фартуке ходил по улице и искал вместе с нами офис! Мы говорим: «Аригото (спасибо по-японски)! Не надо нам больше помогать, сами разберёмся (сын объяснялся с ним на английском)!» Но он не успокоился, пока не убедился, что мы нашли офис… Потом нам понадобилось обменять рубли на йены (кстати, Япония – единственная страна, где рубли меняют на национальную валюту). Увидели поблизости полицейский бокс, спросили, как пройти к обменнику. И полицейский нас лично повёл к нему, но не к ближайшему, а к тому, где самый выгодный курс!.. Приветливая (других там просто нет!) пожилая японка, случайно заметив, что мы не местные, заговорила с сыном на английском, поинтересовавшись целью нашего приезда. В итоге они беседовали несколько минут, а потом сын заявил: «Папа, эта бабушка разговаривала со мной, как родная!»
На лицо прекрасные, жёсткие внутри
– Отличается ли японский сервис от ейского?
– Кардинально! И не только от ейского. Благотворное влияние японского сервиса ощущаешь, как только выходишь из самолёта. Токийский аэропорт словно пронизан «эскалаторами» и воздушными железными дорогами! Передвигаясь по его огромнейшей территории, ни разу не почувствовали на себе тяжести своего огромного багажа – он всегда на эскалаторе. Поэтому, когда, возвратившись на родину, высадились в Домодедово и взвалили на плечи тяжёлые рюкзаки и сумки, испытали ощущение, будто вернулись в «рабовладельческий строй»!.. Удивило полное отсутствие очередей как явления. Если у какой-нибудь кассы количество клиентов вырастает до 3-х, к ним тут же подбегает сотрудник, извиняется за доставленные неудобства и просит перейти к другой… В Токио вам не продадут авто, если у вас нет парковочного места. Если вы оставляете машину на улице, обязательно оплачиваете парковку в специальном автомате – даже если есть знак, что она разрешена. После чемпионата мы с ребятами провели несколько дней в тренировочном лагере каратистов Мицуминэ, в горах. Всё это время наши вещи находились в отеле, их упаковали, а оплаты за номера у нас не взяли: «За что будете платить, ведь вы здесь не жили?»… По возвращении нам предоставили другие номера… На железнодорожном вокзале в Ростове, например, даже если у тебя есть билет, с тебя и с твоего ребёнка возьмут деньги за посещение туалета. В Японии такого нет – все услуги входят в стоимость билета… Ещё одна особенность токийских улиц – ослепительная чистота. Я в 5.30 просыпался, выходил на балкон отеля и каждый день наблюдал, как тротуарную плитку моют специальным шампунем. Я три дня носил там белые носки и кроссовки. И носки, и обувь всё время оставались белоснежными! А когда пошёл дождь, с улиц стекала вода прозрачная, как слеза!..
Поразило взаимное уважение государства и общества. Всеобщее равенство перед законом. Уважение традиций. Отсутствие поклонения перед начальством, перед социальным статусом. Уважение к труду каждого. Люди добрые, а внутри, чувствуется, – со стержнем. Мне приходилось часто встречаться с людьми, которые, наоборот, много возмущаются, мнят о себе, а как дойдёт до серьёзного дела – сразу «ломаются», то есть внутри они «мягкие».