Ирина Бойко.

В зале СДК станицы Должанской по-прежнему холодно, хоть на календаре – весна. На встречу с пайщиками, несмотря на «неудобное время» (12 часов дня), народу собралось очень много.

Интересы нового инвестора представляли специалист агрохолдинга «Каневской» по земельным вопросам Валерий Кабанов, директор ООО «Сельхозпромэкспо» Константин Сонников и заместитель генерального директора агрохолдинга «Каневской» Сергей Григоренко.

Сергей Григоренко рекомендовал агрохолдинг, в состав которого входит 20 крупных сельхозпредприятий, как лидера АПК, пришедшего на ейскую землю всерьёз и надолго. Впрочем, должанцы отнеслись к этой информации скептически: за последние десять-двенадцать лет на предприятии сменилось четыре инвестора. И каждый утверждал, что пришёл «всерьёз и надолго».

«ООО «Сельхозпромэкспо» уже год работает под флагом агрохолдинга «Каневского», и никаких проблем здесь нет, в отличие от других предприятий «Маяка»! – бодро говорил молодой и амбициозный менеджер. – «Россельхозбанк» выделяет денежные средства, и мы работаем». Однако и в этой работе не всё без сучка и задоринки. «Больным» оказался земельный вопрос, с которым руководство агрохолдинга, по словам Григоренко, разбирается почти год. «И, надо сказать, ситуация по земле запущенная», – констатировал Сергей Михайлович. Он сообщил, что «ряд предпринимателей и фермеров» решили ею воспользоваться и «добились вынесения определённых решений». Проще говоря, им удалось купить землю у пайщиков. По выражению Григоренко, «все эти решения частично либо оспорены, либо отменены вышестоящими инстанциями». «Мы ведём активную работу по собиранию земель по договорам, заключённым до 1920-го года! – заявил он. – Активно будем защищать эти земли! Желающим продать их нужно 10 раз подумать, прежде чем это сделать, потому что их вводят в заблуждение относительно юридической чистоты этих сделок! Земля – в общей долевой собственности и продать её можно либо другому пайщику, либо предприятию!»

Надо отметить, что до земли, которой наделили когда-то крестьян большевики, заманивая в колхозы и совхозы, до сих пор не добралось никакое «МММ»! «Дары большевиков» вековой давности оказались понадёжнее чубайсовских ваучеров. И неудивительно, что жители станицы, уровень жизни которых всё ещё оставляет желать лучшего, стремятся реализовать их повыгоднее…

В общем, бывших колхозников предупредили: вступая в торговые отношения с «иногородними пришельцами», они автоматически приобретают «путёвку в суд».

Станичников же интересовало, почему «родной колхоз «По заветам Ильича» банкротят в четвёртый раз? «Предприятие может банкротиться в течение 10-ти лет, – пояснил Григоренко. – Это процедура, которая не означает, что предприятие, на которое ещё при «Маяке» понавесили долгов (причём деньги шли не на колхоз!), обанкротится и перестанет существовать. Долги остались, но, чтобы за ними не приходили судебные приставы и кредиторы и предприятие работало нормально, нужна процедура банкротства». Станичники вздыхали: надо – так надо. Однако рассуждения с трибуны вновь показались им до боли знакомыми.

Инвестор удивился, что пайщиков волнуют проблемы хозяйства, ведь большинство из них – пенсионеры. «Я понимаю, могут переживать сотрудники. Но фермы все останутся, хотя животноводство – тема сложная…»

Далее всем пайщикам предложили выкупить у них землю по 100 тысяч рублей за пай. «Дёшево!» – зал загудел как растревоженный улей. Кто-то вспомнил, что кадастровая стоимость пая – 500 тысяч. Кто-то согласился продать за 150. Инвестор дал понять сельской общественности, что готов к диалогу и сообщил радостную новость: налоги на землю и НДФЛ с этого года фирма берёт на себя.

– Не надо обманывать! Расскажите про концерн «Покровский», – кричали из зала.

– Такого концерна я не знаю, – заявил Григоренко. – Мы заключили договор с ООО «Сельхозпромэкспо»…

Должанцы всегда отличались политической грамотностью. Возможно потому, что долгие годы жили «по заветам Ильича». А он, как известно, завещал «учиться, учиться и учиться». И нового инвестора им удалось удивить знанием действующего законодательства. На этот раз пайщикам оказалось известно, что на основании 101 ФЗ принадлежащие им земли можно выделить из земель сельхозназначения.

В ответ Сергей Григоренко теперь уже сам решил использовать ООО «Сельхозпромэкспо» как главный козырь нового инвестора: не в интересах, мол, самих же колхозников лишать земель единственное «градообразующее» предприятие: «Сегодня это предприятие, в котором для работы есть всё. Когда мы пришли в Копанскую, у них на пай в договоре было 800 кг зерна и урожайность не очень высокая. А сейчас она повышается». На упрёк станичников о том, что фермеры платят на пай больше, Григоренко привёл пример одного из хозяйств в Приморско-Ахтарском районе. В хозяйстве, как и у фермеров, 3 тысячи га земли. Однако на предприятии возделыванием этих земель занимаются 200 человек, у фермеров же трудятся всего 35. «Отдать землю фермерам, значит оставить 150 человек с их семьями без работы. Фермер ни одного лишнего рта держать не будет!» На замечание о том, что, помимо земледелия, можно заниматься животноводством, инвестор назвал его невыгодной отраслью: «Животноводство и нам невыгодно. Но у нас есть мясокомбинат».

Участники встречи привели аргумент в пользу животноводства: в староминском колхозе «Большевик», который, кстати, обходится без инвесторов, животноводство даёт 15,5 миллионов прибыли в год, а это – треть от общей прибыли хозяйства. «Прибыль можно как угодно считать… – смутился Григоренко. – Это нереально и возможно только на коротком этапе, когда надои достаточно высоки…»

В агрохолдинг входит и ОАО «Родина», что в станице Копанской. Поэтому обсуждали размер заработной платы и сокращение производственных мощностей в акционерном обществе. Не секрет, что с приходом нового инвестора уровень жизни в станице Копанской снизился. Одна из первых забила тревогу заместитель директора школы № 8 Марина Прасолова. Родители не в состоянии заплатить за питание детей в школе 500 рублей в месяц, потому что у них 500 рублей – аванс и 5000 – зарплата. Однако Сергей Григоренко опроверг слухи о такой зарплате: «Это просто смешно говорить, что человек получает 5 тысяч. Такой зарплаты нет давно! Мы сегодня даже сторожам, которые ничего не делают, вынуждены платить краевой прожиточный минимум (6 тысяч 444 рубля – авт.)».

Седьмая ферма в ЗАО «Родина» закрыта, первая – полупустая, вторая – полуразвалившаяся, бригада № 5 – на стадии закрытия. Эту информацию Григоренко прокомментировал так: «Если какие-то бригады закрываются – это вполне нормально. Лучше держать одну бригаду вместо пяти. Деньги в развитие ферм вкладываются. И если какой-то объект закрывается, значит животных вместе с сотрудниками перевели на реконструированную ферму. Главное – сохранение поголовья и рабочих мест». С последним утверждением инвестора трудно не согласиться. Однако все предыдущие утверждали то же самое.