«Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет двенадцать тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет триста слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…» Так И.Ильф и Е.Петров начинают одну из глав романа «Двенадцать стульев». Интересно, сколько слов они насчитали бы в арсенале современного молодого человека?

Как показывает практика, не так уж и мало. Речь подростка начала двадцать первого века можно условно разделить на несколько частей. Помимо литературной речи и ее диалектных форм, сюда входят сленг, арго (одна из разновидностей жаргона, иначе называемая «феней»), а также нецензурные слова и выражения, которые на языке филологов называются табуированной лексикой. К сожалению, часто именно она становится основой речи молодых людей. Почему? Ответов несколько.

Поводом для этой статьи стало письмо в редакцию. Текст его приблизительно такой:

Беседа в «три этажа»

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Приазовские степи»! Накануне Дня воспитателя и Дня учителя хочу поделиться с вами впечатлениями об увиденном и услышанном.

Во время отдыха этим летом в нашем городе у меня, как у педагога, остались неприятные воспоминания о некоторых молодых людях, которые находились рядом в общественных местах или просто проходили мимо. Создалось впечатление, что молодежь разучилась разговаривать на литературном русском языке. Подростки 14-18 лет без всякого стеснения, во весь голос, общаются между собой при помощи непристойных слов и выражений.

Горько осознавать, что это наши дети, которые недавно доверчиво смотрели нам в глаза. Скорее всего, им достались не лучшие педагоги и не самые образцовые родители, не сумевшие вовремя привить азы воспитанности этим детям. Именно в семье в сознании ребенка закладываются ценности и эталоны, к которым он стремится и которым подражает с раннего детства. Наверное, каждый педагог встречается с проблемой невоспитанности не только детей, но и родителей.

В нашем детском саду воспитатели находят индивидуальный подход к каждому воспитаннику и его семье. В общем, у нас замечательные одаренные ребятишки и сплоченный коллектив опытных педагогов и молодых специалистов, руководит которыми заслуженный учитель Кубани Александра Алексеевна Кандаурова. Наш детский сад, являясь Центром развития ребенка, вот уже несколько лет входит в пятерку лучших детских садов по району. В нашем саду ребята посещают кружки «Юный эколог», «Хореографический», «Православного воспитания», «Подготовка к школе». Это, несомненно, способствует всестороннему развитию дошкольников.

Единственный недостаток в том, что наше ДОУ находится в малонаселенном поселке Степном. В то время как в городе долгие очереди на устройство ребенка в ДОУ, наше учреждение готово принять любого родителя, желающего устроить своего малыша в наш детский сад.

Я сочинила небольшое стихотворение, которое посвящаю всем талантливым педагогам, выполняющим творчески и с энтузиазмом свой профессиональный долг.

Давно забытые понятья

Назад отбросить не спеши.

Как мимолетные объятья,

Коснутся чувственной души.

Проходит время быстротечно,

Мы будем сочинять стихи

О том, как, думая о личном,

Прощенья просим за грехи.

Запомним вечно молодыми

Способных смело, как Икар,

У пропасти расправить крылья,

Принять за всех судьбы удар.

Стремленьем сказку сделать былью

Болеют наши времена,

Желаю им достигнуть цели,

Чтоб цель достойною была.

Всего доброго, с уважением, воспитатель детского сада

«Елочка» в пос.Степном Ирина Николаевна ХРЯПКИНА.

НЕ УЧИТЕ МЕНЯ ЖИТЬ!

Психологи знают о «трех китах», на которых базируется такое явление: это социальная, психическая и физическая причины. К первой относится влияние окружения на ребенка и подростка. То, что он видит и слышит в семье или школе, формирует модель его поведения. Затем он начинает повторять услышанное, запоминать его – даже на физическом уровне. Чем чаще человек употребляет то или иное выражение, тем меньше выделяет его из потока речи. Постепенно табуированные слова превращаются в слова-паразиты вроде «э-э», «ну», «как бы» или расцениваются как междометия, которые сам подросток уже просто не замечает.

Иначе проявляется третья причина – протестное поведение подростка, который стремится выделиться, противопоставить себя обществу. Он намеренно делает то, за что его осуждают, и чем больший резонанс возникает в его окружении, тем сильнее он будет «проявлять себя». Именно протестному поведению обязаны своим появлением субкультуры: хиппи, панки, эмо и многие другие. Гуртом, как известно, и батьку бить легче, а уж тем более, заявлять о себе социуму.

ХАМИТЕ, ПАРНИША!

Вызывающая одежда, прическа, макияж – вот главное оружие «бунтаря», решившегося бросить вызов обществу. Последний штрих – особый язык, сленг, чтобы понимать единомышленников. В пределах такого мира человек чувствует себя «своим», нужным и востребованным. Однако постепенно язык закрытой «касты» может влиться в разговорную речь широких слоев населения. Например, в девяностые годы так произошло с тюремной «феней»: словечки из жаргона новых русских звучали по обе стороны голубого экрана. С наступлением компьютерной эры «братки», «разборки» и «тачки» уступили место «медведам», «одминам» и «креведкам» новоявленного «олбанского» языка. Судьба сленговых форм недолговечна, и с изменением общества они непременно сменяются новыми.

А что же знаменитое «крепко словцо», столь любимое русскими людьми? Оказывается, отношение к нему тоже менялось с течением времени. В языческие времена современные ругательства были именами злых духов, и произнести такое имя значило вызвать нечистую силу, поэтому использовать их могли только шаманы во время обрядов. С падением язычества табу были нарушены, и уже в древнерусском языке бывшие запрещенные выражения упоминались наряду с обычными. Затем произошел новый виток истории, и после многих лет жесткой цензуры древние демоны вновь проявились в речи.

ЗНАМЕНИТО!

Однако нельзя забывать и о литературном языке. Хотите почувствовать, насколько сильно он изменился хотя бы за последние двести лет? Попробуйте с ходу осилить следующий фрагмент: «…блажен живущий в мечтании. Существо его усугубляется, веселия множатся, и спокойствие упреждает нахмуренность грусти, расположая образы радости в зерцалах воображения…» Это отрывок «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Согласитесь, сегодня мало кто решился бы писать в стиле восемнадцатого века. Ведь современный человек живет быстрее, его день насыщен событиями, которые раньше произошли бы за неделю. Так что функциональные изменения в языке неизбежны. Другое дело – приведут ли они к прогрессу? Потому что даже в самом благополучном обществе будет молодежь, бросающая вызов догматам и нормам. Но, с другой стороны, среди них будут и те, для кого чистота родного языка – не пустой звук. А значит, искать причины нужно не только в подростках, но и в их окружении, в том, что усваивает ребенок с самого детства. Ведь даже у Эллочки Людоедки, живущей в человеческом обществе, есть шанс на исправление. А вот у детей, воспитанных подобными «эллочками», шансов, увы, не будет. И такая перспектива на сегодня – опаснее всего.

Слово – не воробей?

Тот, кто думает, что поймать на нецензурном слове невозможно, глубоко заблуждается. В Уголовном кодексе Российской Федерации четко прописаны меры, которым подвергается нарушитель спокойствия.

В частности, статья 130 – «Оскорбление», предусматривает штраф до сорока тысяч рублей, либо изъятие трехмесячной суммы дохода за унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. К оскорблениям относятся нецензурные выражения, общая негативная оценка личности (фразы типа «свинья», «черный» и другие), непристойные телодвижения, жесты, обнажение интимных частей тела или прикосновение к ним, плевок в лицо, пощечина и т.д. При этом неважно, в устной или письменной форме нанесено оскорбление. Альтернативой наказанию могут быть работы: обязательные сроком до ста двадцати часов либо исправительные до шести месяцев. Если же оскорбление содержалось в публичном выступлении, штраф будет выше – до восьмидесяти тысяч рублей (либо суммы дохода осуждённого за период до шести месяцев). Увеличиваются и сроки работ: обязательных – до ста восьмидесяти часов, исправительных – до года.

Статья 129 УК РФ – «Клевета», предусматривает наказание за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица и подрывающее его репутацию. Клеветник может быть наказан штрафом до восьмидесяти тысяч рублей либо лишен дохода сроком до шести месяцев. Период обязательных работ для него составит от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, исправительных – до года. А вот за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, можно не только лишиться годового дохода, но и попасть под арест от трех до шести месяцев. Отдельно рассмотрен случай, если человека обвинили в тяжком преступлении, которого он не совершал – штраф от ста до трехсот тысяч рублей, лишение суммы годового или двухлетнего дохода, либо арест от четырех до шести месяцев. В крайнем случае, виновный в ложном обвинении рискует лишиться свободы сроком до трех лет.

В словаре и Уголовном кодексе разбиралась Анастасия КОКОЕВА.