29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне  успешно было проведено первое в Советском Союзе испытание атомной бомбы «РДС-1» мощностью 22 килотонны.

На вручении наград участникам создания ядерного оружия Иосиф Сталин, по свидетельству Игоря Курчатова, произнёс поистине исторические слова: «Если бы мы опоздали на один–полтора года с атомной бомбой, то, наверное, «попробовали» бы её на себе». И это не преувеличение: США к тому времени не только обладали атомным оружием, но и уже имели опыт его боевого применения.

Весь мир содрогнулся от двух первых (и, слава богу, единственных!) американских атомных бомбардировок. 6 и 9 августа 1945 года были сброшены атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки, которые были практически стёрты с лица земли, погибли сотни тысяч людей (более 160 тысяч человек в Хиросиме, и до 80 тысяч – в Нагасаки).

Помимо того, начиная с конца 1945 года, один военный план войны США с СССР сменялся другим (большинство из них было рассекречено самими американцами в 70-80-е годы прошлого столетия – авт.).

Так, в 1948 году был разработан план «Чариотир», предусматривавший сброс 200 атомных бомб на 70 советских городов. А в 1949 году был утверждён план под названием «Дропшот», который превосходил по своей жестокости «Барбароссу» Гитлера. На Советский Союз планировалось сбросить уже 300 бомб атомных и 250 тысяч тонн обыкновенных!

В том, что планам США не суждено было сбыться, определяющую роль сыграло наличие у нашей страны ядерного оружия. Исследования в этом направлении в СССР, начатые в 1920-1930 годах, были прерваны разразившейся войной и возобновлены осенью 1942 года.

Есть версия, что в форсировании принятия такого решения сыграла свою роль и захваченная в феврале 1942 года на северном берегу Таганрогского залива «орлами» полковника Ильи Старинова и морскими пехотинцами Азовской военной флотилии (АВФ) вместе с другими документами и так называемая «атомная тетрадь» немецкого офицера из инженерных частей, которая была переправлена в Москву.

Официально датой начала реализации советского атомного проекта считается 28 сентября 1942 года, когда Иосифом Сталиным было подписано распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР № 2352сс «Об организации работ по урану», которым Академии наук (АН) СССР поручалось возобновить работы по ядерной тематике и представить ГКО к 1 апреля 1943 года доклад о возможности создания урановой бомбы или уранового топлива. Также было указано организовать специальную лабораторию атомного ядра, построить необходимые промышленные предприятия и создать научно-исследовательские учреждения.

В феврале 1943 года научным руководителем работ по атомной проблеме был назначен Игорь Курчатов, которого часто называют «отцом» советской атомной бомбы.

Деятельность государственных органов и научных организаций по урановой проблеме особенно активизировалась после назначения в августе 1944 года руководителем ядерной программы СССР Лаврентия Берия.

Было архиважно как можно скорее продемонстрировать всему миру, что атомным оружием обладает и СССР. Поэтому, чтобы не повторять ошибок американцев, широко использовались разведданные, полученные нашими «закордонными» агентами. Только в постсоветское время стали известны их имена, а некоторые из них заслуженно стали Героями Российской Федерации.

Советская атомная бомба «РДС-1» (официально она была зашифрована как «Реактивный двигатель специальный», но нередко упоминаются варианты: «Россия делает сама», «Родина дарит Сталину» и др. – авт.) была создана менее чем за три года. Она представляла собой авиационную бомбу массой 4,7 тонны, диаметром 1,5 метра и длиной 3,3 метра и разрабатывалась применительно к самолёту Ту-4.

Место для полигона, где предполагалось испытывать атомную бомбу, было выбрано в прииртышской степи, примерно в 170 километрах западнее Семипалатинска, в Казахстане. Строительство полигона было начато в 1947 году, а к июлю 1949 года в основном было завершено. Почти два года военные строители (сапёры) жили почти по-фронтовому, работая посменно практически круглосуточно и размещаясь в землянках и палатках.

Были затрачены колоссальные материальные средства, в которых так нуждалась подорванная войной советская экономика.

Для проведения испытаний подготовили опытную площадку диаметром 10 километров, разбитую на сектора. В центре опытного поля для установки «РДС-1» смонтировали металлическую башню порядка 30 метров.

Главный конструктор бомбы Юлий Харитон и заместитель главного конструктора Николай Духов с помощниками в ночь с 28 на 29 августа собрали плутониевый заряд, нейтронный запал и вставили их в заряд ВВ. А в 7.00 29 августа вся округа озарилась ослепительным светом.

Уже в 1990-е годы академик Ю. Харитон написал: «Я преклоняюсь перед тем, что было сделано нашими людьми в 1946 – 1949 годах…Через четыре года после окончания смертельной схватки с фашизмом моя страна ликвидировала монополию США на обладание атомной бомбой». Насколько весомым аргументом в мировой политике является атомное оружие, особенно наглядно показали события Карибского кризиса 1962 года, когда наши ракеты и бомбы с ядерными зарядами были доставлены на Кубу.

На следующий день после испытаний Лаврентий Берия и Игорь Курчатов доложили Сталину о том, что «усилиями большого коллектива советских учёных, конструкторов, инженеров, руководящих работников и рабочих нашей промышленности» задание создать советскую атомную бомбу выполнено. В докладе были изложены данные предварительной обработки результатов испытаний.

За успешную разработку и испытание «РДС-1» закрытыми Указами Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года была награждена большая группа участников атомного проекта.

В январе 1954 года за создание водородной бомбы Б.Н. Ванников, Н.Л. Духов, И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон и К.И. Щёлкин были первыми удостоены звания трижды Героев Социалистического Труда, причём у  Б.Н. Ванникова вторая и третья медали «Серп и Молот» были под № 1.

33 человека получили звание Героя Социалистического Труда (в их числе были Курчатов и Харитон), трое – Борис Ванников, Николай Духов и Борис Музруков – стали первыми в стране дважды Героями Социалистического Труда.

Орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта» были награждены более восьмисот человек, почти каждый четвёртый из которых стал и лауреатом Сталинской премии.

Помимо этого, ряду учёных и руководителей были вручены крупные денежные премии, автомобили «ЗИС-110» или «Победа», за счёт государства им построили дачи и коттеджи.

Куратор же всех работ Лаврентий Берия, в 1943 году ставший Героем Социалистического Труда, был награждён орденом Ленина и удостоен Сталинской премии 1 степени.

Считается, что на первом нашем ядерном полигоне по 1989 год было произведено всего не менее 468 ядерных испытаний, в ходе которых взорвано не менее 616 ядерных устройств.

В 1953 году здесь была испытана первая советская водородная бомба, одним из создателей которой является академик, трижды Герой Социалистического Труда Андрей Сахаров, в 1980 году за свою диссидентскую деятельность лишённый всех советских наград и званий.

Именно ему принадлежит идея размещения вдоль Атлантического и Тихоокеанского побережий США ядерных зарядов мощностью по 100 мегатонн каждый и подрыва их при агрессии против Советского Союза. Согласно расчётам Сахарова, в результате взрыва такой бомбы образуется гигантская волна-цунами, уничтожающая всё на побережье Штатов.

В сентябре 1954 года ещё один советский ядерный полигон был открыт на Новой Земле. Именно здесь в октябре 1961 года была испытана на половину своей мощности (58 Мт) 100-мегатонная Царь-бомба: мощнейшая в истории человечества – возникшая в результате её взрыва ударная волна три раза обогнула земной шар!

В создание ядерного щита нашего Отечества внесли свой вклад и ейчане.

Особое место среди них принадлежит почётному гражданину города Ейска и Ейского района, лауреату Государственной премии СССР и заслуженному изобретателю РСФСР, доктору технических наук, профессору Евгению Котенко, большую часть своей жизни посвятившего добыче урана, строительству подземных сооружений атомной и оборонной промышленности. Уже в 1950-е годы он проектировал и строил урановые рудники за границей, откуда добытый там уран доставлялся в СССР.

Позже Евгений Александрович был главным инженером проекта на строительстве известного сейчас всему миру уранового и золотодобывающего Навоийского горно-металлургического комбината в Узбекистане. Также с его участием была построена и первая в мире подземная АЭС для наработки оружейного плутония.

И потому среди многочисленных наград Е.А. Котенко достойное место заслуженно принадлежит медали МО РФ «За заслуги в ядерном обеспечении».

Немало ейчан были причастны к ядерной составляющей нашей военной мощи во время их службы в Вооружённых силах.

Например, Анатолий Ильин – единственный из ейчан контр-адмирал – осваивал первые ракетные комплексы советских подводных атомоходов, за что был награждён орденом Ленина.

С 1963 года 15 лет прослужил на Семипалатинском полигоне Владимир Жидков, который возглавляет ейских ветеранов подразделений особого риска (ВПОР).

Он участвовал в обеспечении радиационного и биологического контроля практически всех проводившихся в тот период испытаний. Награждён медалью «Ветеран подразделений особого риска» и медалью-крестом «60 лет Ядерного щита», знаком «Участник испытаний». По его информации, среди членов ейской организации ВПОР почти треть тех, кто в разные годы служил на наших ядерных полигонах.

Помнит Владимир Александрович и рассказы о проводившихся в 1954 году Тоцких тактических учениях с применением ядерного оружия наших земляков, участвовавших в этих учениях. Но это историческое событие заслуживает отдельного повествования.

А пока мы можем констатировать, что наличие у России ядерного оружия и сегодня является одним из главных гарантов нашей национальной безопасности.

✒ Алексей Буглак, капитан 1 ранга в отставке, ветеран атомного подводного флота.