Частная медицина нас не спасает. Она протягивает руку помощи государству

Частные врачи появились в Ейске около 15 лет назад. Всё начиналось со стоматологических кабинетов. Затем появились гинекологические. Позже – лаборатории. На сегодняшний день в городе, по оценкам разных экспертов, насчитывается около 40 частных медицинских клиник и кабинетов. Есть даже альтернатива пластической хирургии – косметическая студия, в которой с помощью инъекций специальных препаратов избавляют от морщин. Для небольшого провинциального городка это не просто много, а очень много.

Чиновники не болеют?

В десятимиллионной Москве, например, из 4,5 тысячи медучреждений 3,5 тысячи – частные, из них около двух тысяч – стоматологические клиники и кабинеты, около ста – клиники пластической хирургии. «В других крупных городах соотношения частных и госклиник один к одному. В небольших городах частных медиков практически нет», – писала газета «Известия» в ноябре прошлого года. Ейск – не в счёт?

Причина такого аномально бурного развития медбизнеса в нашем Ейске по мнению экспертов (руководителей частных медицинских клиник) не в высокой деловой активности ейчан и даже не в резком увеличении количества пациентов во время курортного сезона. Активное развитие частной медицины прежде всего свидетельствует о том, что не всё в порядке в медицине муниципальной.

В эту поликлинику (детская № 2) хотели перевести Юлию Лёшину. Но она отказалась и построила свою клинику. Теперь заведующая поликлиникой Елена Медная по совместительству ведёт приём в «Сенситиве».

В начале 90-х я жила в небольшом райцентре Ленинградской области, который вдвое меньше Ейска по численности населения. Муниципальная больница там больше похожа на санаторий. Выписываться категорически не хотелось! Холлы утопали в цветах. Мягкая мебель, двухместные палаты. Врачи, сдувающие с больных пылинки. А какая там стоматологическая поликлиника! Отдельное сооружение внушительных размеров, чем-то напоминающее дворец. В общем, есть с чем сравнить.

«Я тоже учился в начале 90-х в Петербурге, бывал в Москве. Там врачи даже в лихие перестроечные времена получали доплаты из муниципальных бюджетов…» – вспоминает руководитель медицинского центра «Ваш доктор» Михаил Садовский.

Год назад я с ребёнком попала в детское инфекционное отделение ЕЦРБ. Ощущение полной безысходности. Больше всего потрясло «подкладывание» вновь поступающих детей к тем, что готовились к выписке, – из-за отсутствия мест…

Почему же ейская медицина долгое время оставалась «в загоне»? Рискну предположить: местные чиновники либо никогда не болеют, либо лечатся за пределами Ейска. Хотя, возможно, сказывается почтительное отношение медиков к власти. Ведь если в муниципальную больницу поступит районный или городской «чин», его и там обслужат по высшему разряду. Такой пациент расслабится и решит от большого ума, что у нас в больнице всё хорошо…

Поплакала и ушла

То, что «не всё благополучно в Датском королевстве» всегда чувствовали не только больные, но и врачи, которые трудились в этих «обшарпанных стенах». «Я десять лет проработала в первой детской поликлинике, сама отремонтировала ЛОР-кабинет, сделала его лучшим в городе, – рассказывает директор клиники «Сенситив» Юлия Лёшина. – И когда сообщили, что меня переводят в другую поликлинику, не смогла сдержать слёз. Тогда главврачом был Ефремов. Наверное, теперь я должна сказать ему спасибо». А тогда она поплакала и ушла в частную медицину, построив при поддержке мужа (тоже врача) за несколько лет собственную клинику.

Несмотря на кризис, спрос на медицинские услуги в Ейске по-прежнему растёт. Здоровье – не та статья расходов, на которой люди будут экономить. «За время кризиса наш центр потерял таких постоянных клиентов, как рабочие завода «Аттракцион», – рассуждает Михаил Садовский. Однако у центра появились новые пациенты.

Статистика говорит о перегруженности муниципальных лечебно-профилактических учреждений: в 2010 за медицинской помощью в ЕЦРБ обратились 992 тысячи 271 человек (с учётом госпитализаций, неоднократных обращений), а за 9 месяцев 2011 года – 1 млн 122 тыс. 26 человек.

И муниципальные, и частные медики отмечают увеличение количества пациентов и обращений по сравнению с прошлым годом примерно на 15 – 25%. «Наша частная клиника работает, скорее, в режиме поликлиники, – рассказывает Юлия Лёшина. – Иногда в день врачи принимают до 50 клиентов». В среднем же в крупных клиниках и центрах, таких как «Сенситив» и «Невролог», доктора принимают по 20-25 человек в день.

Примерно 30% населения города и района постоянно пользуются услугами частных клиник и кабинетов. Это не только люди с высокими доходами. Самые частые пациенты – индивидуальные предприниматели, госслужащие, пенсионеры, дети.Ответы ейчан на вопрос, почему они пользуются услугами частной медицины, вполне традиционны. Приёма доктора в поликлинике надо ждать месяц. Говорят, что выше квалификация врачей, лучше оборудование, а платить в конечном итоге придётся и там, и там. Отмечают также невнимательность муниципальных врачей и индивидуальный подход частников: «Пожаловалась окулисту, что постоянно слезятся глаза, он ответил: «Ну и что. У меня тоже». Человеческий фактор в муниципальных больницах зачастую выходит на первый план. Особенно это заметно в стационарах: у одной санитарки для тебя найдётся и добрый взгляд, и свежее бельё, у другой – ни того, ни другого. Если тебе плохо, один дежурный врач поставит на ноги всю ЦРБ, другой не соизволит подойти. А ещё пациенты отметили интересную тенденцию: врачи частных клиник стали назначать более дешёвые лекарства, чем «муниципалы».

«Обращаемость к нашим врачам имеет чёткую тенденцию к повышению, – говорит заместитель директора по медицинской части комплекса «Невролог» Ольга Богомолова. – Но из-за неконтролируемого роста цен на лекарства затруднено лечение. Большая часть необходимых препаратов имеет высокую цену, не каждый пациент может позволить себе это. Приходится варьировать, искать аналоги препаратов эконом-класса»…

Знаменитый детский хирург Рошаль считает, что ситуация в российской медицине изменится, если правительство будет выделять на её нужды больше денег (у нас выделяется «позорных» 3,7% от ВВП, в развитых странах – от 8-ми до 15-ти %). Михаил Садовский, совмещающий приём больных в первой поликлинике с работой в собственном кардиологическом центре «Наш доктор», полагает, что дело не в деньгах: «Эти деньги всё равно до нас не дойдут. Нужно менять менталитет чиновников, врачей, пациентов. В медицину 90% врачей приходят по призванию, понимая, что здесь больших денег не заработаешь. Если нужны деньги, надо выбирать другие профессии».

Заработная плата начинающего отоларинголога Ильи Лёшина в стационаре – 4 тысячи 200 рублей. Он получил отличное образование, стажировался за границей и квалификацией не уступает опытным врачам. Заработная плата Михаила Садовского в первой поликлинике – 2 тысячи рублей за полставки. «Продолжая работать в госучреждениях, мы обеспечиваем больным право выбора, – говорит Садовский. – Качество лечения у меня одинаковое, как в частном центре, так и в поликлинике. Но в поликлинике врачи ограничены строгими рамками обязательного медицинского страхования. Средства и время, отведённые на одного больного, чётко регламентированы. Разве могу я там уделить 2-3 часа одному пациенту?»

«Когда я работала в поликлинике, – вспоминает Ольга Богомолова,– принимала по 60 человек в день. При этом на одного пациента отводилось 6 минут».

Задание губернатора перевыполнили

По данным ЕЦРБ, заработная плата врача в муниципальных учреждениях здравоохранения составила в 2010 году 16 тысяч 101 рубль 14 копеек, в 2011 году – 18 тысяч 808 рублей 20 копеек. Мне удалось найти одного врача с такой зарплатой. Он работает на четыре ставки! Руководители частных клиник не афишируют зарплаты своих сотрудников, но земля слухами полнится. В «Сенситиве», например, давно уже «перевыполнили» задание губернатора Ткачёва довести зарплату врача до средней по России.

В комплексе «Невролог» у врачей фиксированные оклады и премии. В центре «Ваш доктор» врачу начисляется от 30-ти до 50-ти % от суммы, которую заплатил клиент.

При этом за одно посещение частной клиники больному приходится выложить от 400 до 750 рублей. Минимальная стоимость лечения с учётом анализов, диагностики, медикаментов начинается с 1000 рублей. Максимальная может исчисляться десятками и даже сотнями тысяч. Всё зависит от диагноза и толщины кошелька пациента.

«Цены поднимать не будем, пока народ лучше жить не станет, – утверждает Ольга Богомолова. – У нас скидки для детей, многодетных семей, инвалидов. А детей из детских домов вообще обслуживаем бесплатно».

Клянусь… зарабатывать мало?!

«Я против частной медицины, но это единственный способ обеспечить нашему врачу достойную зарплату», – считает известный доктор Рошаль. Врачи редко уходят из профессии. Медицинский бизнес для многих из них – не погоня за наживой, а желание жить достойно. Вообще своё дело – едва ли не единственный способ хорошо зарабатывать в нашем городе, не имея связей и кумовства. Только вот по статистике, заниматься предпринимательством могут лишь 20% людей. Что делать остальным ейчанам? Где взять деньги на частных медиков, если их среднемесячный заработок в два раза меньше среднероссийского? И не посещает ли время от времени врача, променявшего муниципальную медицину на частную, чувство, на уровне подсознания, что он, по большому счёту, нарушил клятву Гиппократа, оставив «за бортом» сотни людей, нуждающихся в его помощи, но не способных оплатить услуги? С другой стороны, работать врачу в таких условиях и на такую зарплату, сохраняя при этом человеческое достоинство, – трудно. Конкретное достоинство, человеческое лицо – дороже абстрактной клятвы? Иногда выбор сделать непросто. Может быть, именно поэтому некоторые врачи до сих пор продолжают совмещать работу в частных клиниках и в муниципальных. Это высокопрофессиональные специалисты, востребованные на медицинском рынке. Их зарплата в частном «секторе» медицины в разы, если не в десятки раз превышает суммы, которые они зарабатывают в стационарах и поликлиниках. К сожалению, в муниципальной медицине их становится всё меньше. Они всё чаще уходят в частные клиники, комплексы и центры. Руководство ЕЦРБ должно особенно внимательно относиться к таким медикам, давая им возможность легально зарабатывать, передавать мастерство менее опытным коллегам и лечить всех страждущих. В общем, принять протянутую частной медициной руку помощи, чтобы сохранить кадровый потенциал муниципальной.

Доктор Рошаль считает, что будущее – за совместной медициной – государственной и частной, так как лишь 20% россиян имеют возможность платить за частные медицинские услуги. А вот глава «Лиги пациентов» Александр Северский относится к развитию частной медицины с опаской: опыт США показывает, что частная медицина себя не оправдывает. «В США на медицину на душу населения тратится 8 тысяч долларов, при этом по качеству здравоохранения страна находится лишь на 37-м месте, – говорит он. – В странах-лидерах рейтинга Норвегии и Австрии медицина государственная и траты составляют 800-900 долларов на человека».

Эксперты-экономисты отмечают сложность экономики здравоохранения: её нельзя сравнить с экономикой никакой другой сферы и отрасли. Она слишком затратная, может легко «проглотить» не просто большие, а очень большие деньги. Сам Рошаль, шутя, признаётся: нам сколько ни давай – всё мало!

«Есть параметры, по которым частная медицина никогда не сможет конкурировать с государственной, например, сложное современное оборудование, – говорит кандидат медицинских наук Михаил Садовский. – Поэтому мы – не конкуренты. Каждый занимает свою нишу, оставляя за пациентом право выбора». «Конкуренция тем не менее присутствует, – добавляет заместитель главврача ЕЦРБ Олег Климов, – а там, где есть здоровая конкуренция, всегда есть хороший результат. В идеале мы должны бороться за пациента, ведь в условиях самофинансирования с каждым клиентом, обращающимся к «частникам», теряем какую-то часть средств». В общем, пусть муниципальная и частная медицина живут дружно. А мы пожелаем друг другу и всем нашим медработникам в наступившем году как можно реже болеть.

Ирина БОЙКО.

P.S. Наша газета обязательно вернётся к «медицинской теме» в новом году. А пока автор ждёт ваших откликов по тел. 2-53-05 или по адресу i_boiko@mail.ru.

Кстати. ЕЦРБ ведёт статистику обращений, посвящённых медобслуживанию граждан, в различные инстанции. Их за 9 месяцев уходящего года насчитывается 190. Из них 6 – благодарственные. 68 касались административно-организационных вопросов. 59 – льготного лекарственного обеспечения. 16 жалоб «не подтвердились». Жалоб на неудовлетворительное оказание помощи, связанных со смертью, не зафиксировано. По двум жалобам на отношение к больному приняты меры дисциплинарного взыскания: объявлено 2 замечания и 2 выговора заведующему отделением и врачу.