Ирина Бойко.
Педагоги копанской школы поделились с коллегами опытом. Чтобы принять
участие в семинаре, посвящённом взаимодействию семьи и школы, завучам по
воспитательной работе школ города и района пришлось проделать неблизкий
путь. Станица Копанская, куда отправились педагоги, находится в 60-ти
километрах от Ейска.
Путь к сердцу
Огромное типовое здание восьмой школы поразило большими светлыми коридорами. В помещении, способном принимать 600 детей, сейчас учатся 320. «Второй год набираем по одному комплекту первоклассников, но через два года планируем принять 2-3 класса. Вместе со страной выбираемся из «демографической ямы!» – объяснила директор Татьяна Клиндух. Приветствуя гостей, она добавила, что школа не знала ремонта с 1975 года, и всё в ней делается руками учителей, родителей и техперсонала. Однако родители помогают не только поддерживать здание, в которое приходят за знаниями их дети, в хорошем состоянии. Они живут проблемами школы. И в этом заслуга коллектива, сумевшего найти «путь к сердцу родителя».
Педагогам школы № 8, действительно, есть чем поделиться с коллегами. Конечно, здесь используются и традиционные формы работы с «семьёй»: всевозможные собрания, заседания комитетов, анкетирования и тестирования. Однако далеко не каждая школа может похвастаться, например, действующим советом отцов, в заседании которого приняли участники семинара.
В совет входят представители каждого класса: папы или дедушки. На их «широкие мужские плечи» возложены нелёгкие обязанности воздействия на трудных детей, проведения школьного патрулирования в станице, дежурства на массовых мероприятиях, организации турпоходов и турпоездок. «Но они понимают, что правильно воспитанные дети – это их счастливая старость, а плохо воспитанные дети – это слёзы. И воспитать ребёнка правильно гораздо легче, чем перевоспитать», – подчеркнула важность участия мужчин в воспитательном процессе заместитель директора школы Марина Прасолова. «А как же не помогать школе, если здесь учатся наши дети и внуки?» – считают члены совета.
Дедушки и папы не сомневаются, что родная школа даст их «отпрыскам» отличные знания. Но их не на шутку волнует дальнейшая судьба выпускников. На заседании совета они критиковали переход системы образования на платные рельсы, сомневаясь, что родители с их невысокими доходами смогут помочь детям получить блестящее образование. «Раньше доярка в хозяйстве получала 15 тысяч, а сейчас 5!.. Какое образование она даст своим детям? Чтобы стать ветераном труда, надо 45 лет стажа! То есть мой внук сразу после школы должен идти работать и получать 5 тысяч, чтобы стать ветераном!» – выступил активный член совета отцов, дедушка ученика школы Владимир Анацкий.
Возможно, с ним с лёгкостью согласились бы и другие участники семинара, но не сами ли пенсионеры способствовали созданию такой ситуации в станице, «по крупицам» распродавая акции ЗАО «Родина»? Теперь копанчане разъехались в поисках лучшей доли (то бишь достойной работы) кто куда. Дети Анацкого, например, уехали аж на Курилы! Кто-то ездит на работу в Новоминскую, кто-то – в Анапу, большинство, конечно же, в Ейск. Единственное, что их объединяет – малая родина и школа, в которой учатся их дети, в которую ведут все станичные тропки, которая стала вечным двигателем и связующим звеном социальной сферы станицы.
Детям тоже трудно
Ведущая заседание тактично сменила тему, перебив дедушку, решившего немного «помитинговать». Она сообщила о новых тенденциях в работе с трудными детьми, заставивших отцов насторожиться. Потому что возраст таких детей стремительно падает. Если раньше к категории трудных относили подростков, то теперь это школьники 8-11 лет. Воспитатели детских садов бьют тревогу, отмечая появление «трудных» уже с дошкольного возраста. Причем они резко поляризуются по двум «направлениям». Если одни склонны к бродяжничеству, могут уйти из дома, то другие, напротив, замыкаются в себе и сутками сидят в Интернете. «Трудные дети – это не дети, с которыми нам трудно. Это дети, которым трудно», – сделали вывод члены совета отцов. Правильность вывода подтверждает практика.
Дружный класс – одна семья
Знакомясь с другими формами взаимодействия семьи и школы, участники семинара побывали на заседании общешкольного родительского комитета, родительском собрании, классном часе, стали зрителями игры «Папа, мама, я – спортивная семья». «Как вам удалось собрать для участия в игре целых шесть семей?!» – спрашивали ейские педагоги классного руководителя второклассников Светлану Дмитренко. «Я просто попросила их поддержать своих детей!» – смущённо улыбалась она.
Класс у Светланы Николаевны очень дружный, несмотря на то, что восемь детей из восемнадцати воспитываются в неполных семьях. Есть две семьи, в которых по трое детей, но нет пап. «Другие, полные семьи, с пониманием относятся к их проблемам, стараются помогать, иногда даже деньги сдают для участия в мероприятиях за тех, кому тяжело живётся. Вместе ездим в зоопарк, в ледовый дворец в Каневскую, в аквапарк станицы Павловской!» – рассказала учительница.
Второклассники, которые не участвовали в игре, с таким азартом болели за друзей, их пап и мам, что в сплочённости класса ни у кого не возникало сомнений.
Заместитель начальника управления образования Ирина Сытова, подводя итоги семинара, отметила, что мы попали в советскую школу, в лучшем понимании этого слова. «Все дети ходят в форме, имущественного расслоения не видно. Родителям сложно выживать, они уезжают в город на заработки. Однако если в городских школах есть примеры непонимания классных руководителей и родителей, то здесь такой проблемы не существует».