Дамба губит лиман

Под этим письмом в редакцию, написанным Георгием Хоренко, подписались бывшие жители посёлка Шиловки Виктор Кацюба и Леонид Финько, жители посёлка Ясенская Переправа Николай Мацоко, Николай Ананко, Николай Зубахин, а также бывший житель хутора Морозовского Приморско-Ахтарского района Анатолий Буряк – свидетель того, как в 1946-м перекрывали дамбой Бугазское гирло (пролив) Бейсугского лимана.

Перерождение лимана

«С 2016 года я обращаюсь в министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, природных ресурсов Краснодарского края, а также в Азово-Черноморскую природоохранную и Ейскую межрайонную прокуратуры с просьбой спасти Бейсугский лиман Азовского моря. Писал я и в газету «Приазовские степи», но снова возвращаюсь к этой теме, поскольку наши надежды на объявленный в 2017-м Президентом Российской Федерации год экологии так и не оправдались, – пишет Георгий Хоренко.

Всю предысторию проблемы я знаю, как никто другой. Посёлок Ясенская Переправа – моя малая родина, я жил там с 1937 до 1954 года, когда меня призвали на службу в армии. И это был замечательный рабочий посёлок, где жили рыбаки колхоза имени Кирова, рабочие ясенского рыбзавода, грузчики и рабочие элеватора. Потом была война, и наши, отступая, сожгли элеватор и амбары, где хранилось зерно. А в 43-м отступавшие румыны сожгли построенную в посёлке до войны каменную школу – семилетку. Я много мог бы рассказать, но это теперь лишь воспоминания. А самая большая боль из-за Бейсугского лимана. Эту жемчужину Кубани создавала в нашем Ейском районе сама природа. И это был природный инкубатор и «аквариум», где нерестились самые разные, в том числе ценные, виды рыб, и здесь была для них откормочная база. К тому же на лимане обитала масса водоплавающей птицы – уток, гусей, лебедей, чаек, мартынов… Ничего этого больше нет. Бейсугский лиман обмелел. Где раньше глубина была три-четыре метра, теперь – полтора-два. В лимане пропали все водоросли и микроорганизмы. Ушла рыба. Улетели птицы. Лиман стал мёртвым. И есть тому, как говорится, рукотворная причина.

Хотели как лучше

Началось с того, что в 1946-м на Ясенской косе обосновались четыре рыболовецкие бригады из соседнего Приморско-Ахтарского района. Рыбные запасы Азова казались тогда неисчерпаемыми. Но как было доставлять богатый улов до Приморско-Ахтарского рыбзавода? По лиману расстояние – под тридцать километров. Буксиров нет, на вёслах – далеко. Удобнее по суше, но на пути был широкий и глубокий Бугазский пролив. И по решению существовавшего тогда Азово-Черноморского управления Бугазское гирло перекрыли. В течение двух месяцев пролив заваливали мешками с землёй. Получилась дамба, по которой сподручнее было доставлять в Ахтарск улов. На этой «стройке века» трудился и мой брат. И есть в числе подписавшихся под этим письмом свидетель того, как бездумно, для сиюминутной выгоды перекраивали природу. Анатолий Буряк – бывший житель Приморско-Ахтарского района.

И что в итоге получилось? Соседний с нами Приморско-Ахтарский район обрёл песчаную косу – место отдыха туристов, где чистая вода Азовского моря. А наш Ейский район в результате этого строительства получил экологическую катастрофу. При первом же сильном западном ветре ракушку, песок и глину морское течение понесло в ставший непроточным Бейсугский лиман. За первые десять лет морское течение забрало всю ракушку с когда-то широкого берега протяжённостью двадцать километров от станицы Камышеватской до посёлка Шиловка, а после стало размывать и рушить уже морской обрыв, высотой под десять и шириной двадцать метров. И если прикинуть, то за семьдесят три года, с тех пор как появилась дамба, море забрало около 4 миллионов кубометров земли, в которой известняк, соли, минеральные удобрения с полей… Всё это растворилось в водах Азовского моря, отправилось в Бейсугский лиман и там осело. А позже смыло и рыбацкий посёлок Шиловка, где были тридцать-сорок жилых домов, магазин, рыболовецкий стан и клуб. Люди оттуда перебрались жить на бугор. И море продолжает наступать на плавни Ханского озера.

Берег от Шиловки до Ясенской Переправы всё больше размывает. И специалисты не первый год ломают головы над баснословно дорогими, но сомнительными с точки зрения гидротехнической науки проектами берегоукрепления. Ведь реализация некоторых из них может обернуться тем, что море попросту снесёт Ясенскую Переправу. И эти колоссальные проблемы «модернизаторы природы» получили от бездумного в неё вмешательства. А море продолжает отвоёвывать сушу.

Ещё не поздно

Если же говорить о биологических ресурсах, то заместитель главы Ейского района Михаил Дьяченко писал в «Приазовских степях» о том, что популяция промысловых рыб стремительно сокращается из-за повышения солёности воды в Азовском море. И это тоже результат построенной в 1946-м дамбы! Рыба из лимана ушла. А ведь когда-то здесь нерестилась половина всей азовской тарани. А теперь и бычок на вес золота, и даже тюлька не заходит.

Стоило человеку «влезть» в отлаженный природой механизм, как нарушилась основа основ – режим морских течений. После того, как перекрыли один из двух проливов, которые омывали Ясенскую косу и делали лиман проточным, Бейсуг стал стремительно мелеть. Началось его заиливание и болезненное перерождение. Рыба из него ушла. Водоплавающая птица почти исчезла. А ведь когда-то наш Бейсугский лиман в сравнении с другими азовскими лиманами был велик не только по размерам – он был и самым рыбным. И его называли уважительно – Бейсуг, что означает «великая вода».

Прочитал в «Приазовских степях» от 5 марта, что депутат Госдумы Наталья Боева сказала: незаконно построенные на реках Кубани дамбы нужно сносить. Но когда это коснётся дамбы, перекрывшей Бугазское гирло Бейсугского лимана? Ведь жемчужина Азова погибает!

В то же время в Краснодарском крае реализуют программу углубления, расчистки и возвращения к жизни азовских лиманов. Читал, что на эти цели краю выделены из федерального бюджета сотни миллионов рублей. Будет ли часть этих средств направлена на спасение нашего Бейсугского лимана? Специалисты уверяют, что его ещё можно спасти, если – пока гибель его не стала необратимой – всё повернуть вспять! Для этого нужно открыть Бугазский пролив, убрав дамбу, отгородившую лиман от моря».

Бейсугский лиман – залив Азовского моря в 15 километрах к северо-востоку от Приморско-Ахтарска, что в Краснодарском крае России. От моря Бейсугский лиман отделён песчано-ракушечной Ясенской косой. Он протянулся на 30 километров с северо-запада на юго-восток. Ширина лимана в средней части – 12 километров. Площадь поверхности Бейсугского лимана – 272 квадратных километра. В лиман впадают реки Челбас и Бейсуг.

Татьяна Шекера