Книги — корабли мыслей

Про Игоря Жданова (на фото), победителя прошедших VI Котенковских чтений, мы уже рассказывали на страницах газеты. он — студент исторического факультета Армавирского государственного педагогического университета, бывший выпускник средней школы №25 станицы Должанской.  Молодой человек выступил в историко-краеведческой секции с исследованием на тему «История ейских юнкеров». Короткое описание не удовлетворило пытливых читателей, и в редакцию поступило немало звонков с просьбой подробнее раскрыть эту тему.

Сегодня мы предлагаем вам выдержки из работы Игоря Жданова (полный текст занял бы не одну газетную полосу) и в дальнейшем продолжим публиковать самые интересные проекты и исследования, которые были представлены в различных номинациях.

С чего всё

начиналось

«В каждом уголке бывшей Российской империи братоубийст­венная война протекала по своему сценарию и со своей спецификой. В истории Гражданской войны на Кубани есть свои «белые пятна». Одно из них — история военного образования на Кубани в период войны. Я поставил себе цель собрать более подробные сведения о воссоздании на Юге России Александровского военного училища, а в частности о его деятельности в городе Ейске, узнать историю ейских юнкеров.

Начало 1919 года для Белого движения было достаточно успешным. С увеличением строевого состава появилась острая нехватка квалифицированных офицерских кадров. В конце июля 1919 года в Екатеринодаре было образовано «Управление части Военно-Учебных заведений» во главе с бывшим начальником всех военно-учебных заведений в России генералом Забелиным. В тоже время пришёл приказ о переформировании «Офицерских Повторительных Курсов» в «Ускоренные Курсы для подготовки офицеров пехоты», местом дислокации последних был указан город Ейск, и отныне они носили название «Ейские Ускоренные Курсы для подготовки офицеров пехоты».

Весь постоянный состав офицерских курсов назначался на укомплектование ейских курсов. Строевой состав в начале августа отправлен в Ейск, здесь в запасной батальон собраны молодые люди, которые должны были поступить на обучение. 17 августа 1919 года из Кисловодска несколькими эшелонами выехали в Ейск остатки материальной части, чины вместе с начальником – генерал-майором Алексеем Курбатовым, который с 31 января 1918 года являлся начальником офицерских курсов. Именно этот опытный и лихой вояка как нельзя лучше подходил на роль наставника юношей. Вместе с ейскими юнкерами генерал Курбатов пройдёт всю Гражданскую до самого конца.

Руководство города Ейска оказало большую помощь в организации курсов. «Помещение под Курсы было отведено в центре города, причём классы находились в Высшем начальном училище на Соборной площади. Всего на Курсах было 465 человек, т.е. батальон четырёхротного состава». Данное здание находилось на углу нынешних улиц Янышева и Мира (ранее Григорьевская и Ставропольская). Для подтверждения этой версии можно привести следующие аргументы: во-первых, в этом здании находилось Александровское высшее начальное училище (в своих воспоминаниях генерал Курбатов упоминает, что курсы находились в «Высшем начальном училище»), во-вторых, фасад здания как раз выходил на Соборную площадь (ныне парк Горького). Интересный факт, с 1937 года в данном здании находилась средняя школа № 9, которую с золотой медалью окончил Евгений Александрович Котенко в 1948 году. К сожалению, сейчас этого здания уже нет, оно было снесено в 2017 г.

Занятия юнкеров начались первого сентября 1919 года. Программа подготовки была рассчитана на четыре месяца. Предполагалось, что юнкера должны будут освоить начальную офицерскую подготовку теоретически и закрепить её на практике, и только после этого – участие в боевых действиях на фронте. После этого юнкера должны были быть произведены в подпоручики.

Преемники

Александровцев

В составе Ейских курсов были организованы пулемётная и ординарческая команды. Специально в Ейск были выписаны музыкальные инструменты и музыканты. Многие музыканты приехали специально в Ейск, чтобы воссоздать оркестр Александровского военного училища. Нескольких хороших инструментальщиков нашли в городе. Генерал Курбатов позже напишет: новый оркестр «стал напоминать старый оркестр А.В.У., управляемый Крейнбрингом в Москве».

Сохранились воспоминания нескольких александровцев об обучении в Ейске, в том числе об организации питания. «Благодаря дешевизне, кормили на курсах отлично, и если не было по праздникам «Александровских Севасташек», то арбузов, дынь, творогу и т.п. было в изобилии».

Именно в тот момент, когда курсы находились в Ейске, можно говорить о том, что они окончательно стали преемниками Александровского военного училища. По приказу генерала Деникина № 284 от 31 января 1919 г. курсантам полагалось иметь белые Александровские погоны, но без вензелей Императора Александра II. Но в Ейске представители хозяйственной части сделали всем юнкерам погоны Александровского военного училища с вензелями Александра II, по образцу, сохранившемуся у одного из чинов курсов. Погоны для александровцев были священными, и тот факт, что ейским юнкерам позволили носить такие погоны, говорит о многом. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что «Ейские Ускоренные Курсы» являются действительными правопреемниками Московского Александровского военного училища.

Последняя точная дата, под которой упоминаются юнкера в городе Ейске — 25 сентября 1919 года. Это был день годовщины смерти генерала Алексеева. Из воспоминаний генерала Курбатова: «на Соборной площади был произведён церковный парад Курсами; уже тогда можно было любоваться видом стройных рядов батальона Курсов».

В октябре 1919 года в стороне Мариуполя и Бердянска разбушевалось махновское движение. Одной из мер для «укрощения» махновцев был вызов батальона ейских юнкеров в Таганрог, которых доставили на пароходах по Азовскому морю. Так заканчивается ейская страница в истории А.В.У. Но хоть курсы больше никогда и не вернутся в Ейск, они ещё долгое время будут носить название «Ейские…».

Скитания ейских юнкеров

После ликвидации «махновской угрозы» и из-за продвижения Добровольческой Армии от Орла к Курску, ейским курсам было приказано следовать по железной дороге в г. Чугуев. Здесь они провели всего лишь пару дней, известно, что «25 ноября 1919 года «Ейские Курсы» произвели парад в городе Чугуеве и оставили город на следующий день».

В дальнейшем их постоянно перебрасывали — в Ростов, Таганрог, Батайск. В то время как материальная часть, двигавшаяся по железной дороге, так и не «доехала» до личного состава, эшелон свернул на Мариуполь.

Известно, что 29 января 1920 года ейские юнкера были уже в станице Тихорецкой. В этот день главнокомандующий Вооружёнными силами на Юге России генерал Деникин «произвёл смотр юнкеров Ейских и Ставропольских Курсов, прибывших в Тихорецкую из Батайска», и произвёл их в подпоручики. Все оставшиеся юнкера Ейских и Ставропольских Курсов прибыли в Новороссийск и составили сводную роту пехотной генерала Алексеева юнкерской школы. К сожалению, дальше след ейских юнкеров сложно отыскать. С большой долей вероятности они в составе Юнкерской школы участвовали в охранительных мероприятиях в районе Геленджика, потом было оставление Новороссийска и прибытие в Симферополь, где Юнкерская школа была переименована в «Военное Генерала Алексеева Военное Училище». Тут след ейских юнкеров обрывается совсем. Можно только предположить, что в составе училища ейские юнкера участвовали в боях на Тамани. Также как и батальон юнкеров Александровского военного училища.

После эвакуации из Крыма училище 26 ноября 1920 года прибыло в Галлиполи, где 29 июня 1921 года состоялся первый выпуск. 107 юнкеров были произведены в офицеры. Как знать, может, кто-то из ейских юнкеров дожил до этого дня и получил звание русского офицера.

Ейскую страницу Александ­ровского Военного Училища смело можно назвать славной. Ещё не став офицерами, юнкера приняли активное участие в боевых действиях и отдали жизни за Россию», — заканчивает свою исследовательскую работу автор.