Япония – удивительная страна. И дело тут не в восточном колорите, а в том, что метко именуется по-английски «bizarre» – «странное, необычное, шокирующее». Ведь более 70 процентов всех непонятных устройств, событий, поступков приходится именно на Японию.

Странные. История аниме.

Почему – не знает никто, даже сами жители Страны восходящего солнца. А ведь в эти 70 процентов входят и Пикачу, и механические собачки, и Тамагочи, и j-rock. Эта сторона японской оригинальности относительно безопасна. Все же не стоит забывать о припадках японских детишек после просмотра какой-то из серий «Покемонов» или детские же слезы по умершему от голода электронному питомцу. Но есть и совершенно другая плоскость – японская шумовая музыка (самая радикальная, знаете ли!), всевозможные извращения, обезумевшие от вседозволенности японские школьницы и творчество местных художников. Два полюса, между которыми мечутся остальные «достижения» японского разума. И среди этого метания от крайности в крайность расположилась культовая ныне японская анимация – аниме (анимэ).

Как стиль аниме берет свое начало в XX веке, когда японские кинорежиссеры стали экспериментировать с западными техниками мультипликации. Основоположником стиля стал Осаму Тэдзука. Его именуют «богом аниме и манги» за то, что именно он заложил все основы этих стилей, которые позднее лишь эволюционировали. Кстати, именно он заимствовал у Уолта Диснея большие глаза, которые призваны передавать эмоции. Пожалуй, с глазами он несколько переборщил. Первоначально аниме были рассчитаны на детскую аудиторию, но постепенно проблемы, поднимаемые в них, стали все более сложными. На сегодняшний день тематика аниме и манга варьируется от межличностных, межполовых и внутриполовых отношений, магии и религии, до политики и научных экспериментов. Кроме того, весьма популярны аниме, не поддающиеся определенной классификации, примером которых может служить «GANTZ» – история двух попавших под поезд и воскрешенных парней, цель которых – участие в жестокой игре на выживание. Вполне естественно, что самым популярным направлением аниме является перенесение в мультипликационный мир фантастического или фэнтэзийного мира. Все эти направления имеют своих поклонников.

Постепенно аниме превратился в огромный пласт культуры, который вмещает не только мультипликацию и комиксы. Это и фильмы, снятые по мотивам аниме – дорама, например, последний фильм братьев Вачовски «Спиди-гонщик». Это и компьютерные игры, например, «Sudeki», и музыка, основанная на популярных аниме-сериалах. Что касается собственно рисованного аниме-наследия, то и оно представлено как детской продукцией (кодомо), так и сугубо взрослыми, практически не табуированными направлениями, в частности, хентай.

Местные. Ейск и аниме.

Долгое время в Ейске существовала небольшая группа любителей аниме. Но время берет свое: любители разъехались по Родине, оставив осиротевший без аниме городок в тихом забвении. Но свято место пусто не бывает: им на смену пришли молодые анимешники. Полуофициально с начала лета существует аниме-клуб «Отаку-Ейск», целью которого является объединение любителей японской мультипликации, создание среды для общения, не виртуального, а вполне реального. По словам одного из активистов клуба Кирилла «Tsukihiko», все началось с сайта vkontakte.ru, где было организовано ейское сообщество любителей японской анимации. Весьма суровая группа, надо сказать, о чем можно судить хотя бы по такой надписи: «Так. Изменяем правила нахождения в группе. Теперь группа только для тех, кто смотрел хотя бы 5 любых аниме. В этот список не входят следующие: наруто, ванпис, дефнот, шаман-кинг и иже с ними. Любые ламерские высказывания на стене или где бы то ни было будут караться выкидыванием из группы. Прежде чем писать что-нибудь, что будет выдавать в вас НЕ анимешника, хорошенько подумайте». Но даже несмотря на это, на сегодняшний день в сообщество входят 30 человек. Потом появился сайт www.otaku-yeisk.ru.

Постепенно ейский клуб разросся: сюда вошли даже трое участников старого клуба. Предполагаемыми направлениями сообщества (или клуба) является ознакомление, просмотр, поиск и обсуждение новых аниме; фансабирование – перевод аниме и манги; изучение культуры и философии Японии; рисование комиксов; косплэй – переодевание в одежду анимешных героев. Недавно участники клуба вернулись с фестиваля косплэя из Ростова-на-Дону. И все ейские анимешники искренне надеются, что в скором времени поинтовки – встречи и общение будут проводиться уже в родном городе. Единственной проблемой для них пока является отсутствие собственного помещения – вместить всех любителей аниме не может ни одна кухня и ни одно кафе. Надеемся, что в скором времени эта проблема решится. А пока скромные анимешники общаются в сети и ограничиваются редкими встречами на свежем воздухе.

Таинственные. Символика аниме и манга

Как и все, что придумали и воплотили в жизнь японцы, аниме и манга отличаются очень сложной и продуманной символикой. Цвет волос часто обозначает характер героя: рыжие – вспыльчивый, белые – спокойный, черные – нечто среднее. Размер глаз и степень их блеска показывают степень молодости героя, его открытости миру. Карикатурно-маленькие (тиби) изображения героев – признак того, что герой ведет себя по-детски. Важны даже действия персонажей:

Непроизвольное чихание – о персонаже в этот момент кто-то подумал. Вокруг персонажа возникают огни пламени или бурные волны – персонаж разъярен или разгневан.

Легкий мерцающий ореол вокруг персонажа означает, что персонаж стоит под дождем.

Потоки слез из глаз – смеховой прием, персонаж горько плачет, но серьезно к причине его плача относиться не стоит.

Капля пота на затылке – персонаж нервничает или боится.

Неожиданное падение персонажа навзничь – реакция на сказанную кем-то глупость.

Кровь из носа – юношеская смущенная реакция на сексуальную сцену или обнаженную девушку.

Отрезание волос – знак отказа персонажа от своей текущей жизни. После этого он «умирает» для своего прежнего круга общения и уходит в странствие, чтобы не возвращаться.

А. БЫСТРОВ