Сусанна СОМОВА
В этнографическом музее под открытым небом «Атамань» прошёл III фестиваль «Легенды Тамани»
Он начался с Божественной литургии в храме Покрова Богородицы и открытия в Фанагорийской крепости памятников Суворову и Ушакову. На торжественное открытие «Легенд» прибыл губернатор Кубани Александр Ткачёв. Трёхдневная программа праздника состояла из фольклорных концертов, сельскохозяйственной ярмарки, мастер-классов специалистов народных промыслов и ремёсел Кубани.
За три года с момента создания «Атамань» раздалась вширь, приросла
новыми достопримечательностями. Комплекс этот представляет собой копию
кубанской станицы, как она выглядела в XIX – начале XX веков. Есть тут и
своя ярмарка, и поле для джигитовки, и хаты самых разных представителей
народных профессий – кузнеца, шорника, рыбака, цирюльника, пекаря,
винодела, есть хата атамана, тут и там стоят подворья простых казаков. В
просторных дворах разбиты самые настоящие огороды, по улицам «Атамани»
гарцуют на лихих скакунах казаки, разъезжают брички, с утра везут в
телегах на базар арбузы и дыни, хлеб и сладости, рыбу и сало, прочую
разнообразную снедь. Внутреннее убранство, многие предметы быта,
интерьера здесь самые что ни на есть исторические. Многим из них по
сотне и более лет. Старинные ухваты, утюги, сковородки, полотенца,
архивные фотографии, керосиновые лампы, самовары, плуги и бороны, прессы
для винограда и молотилки, железные кровати с круглыми металлическими
набалдашниками на спинках.
Развитие «Атамани» не останавливается, каждый год тут появляются всё
новые элементы станичного быта. Например, прямо во время нынешнего
фестиваля на отдельном участке на глазах у зрителей строили хату.
Материал для стен – саманные блоки – замешивали здесь же из глины и
соломы. Так возводили жильё на Кубани ещё совсем недавно, в 50-60 годах
прошлого века. Появилось в этом году своё «жильё» и у журналистов.
Краевой департамент по делам СМИ построил здесь подворье и пресс-центр
одновременно.
Откровенно говоря, ехала на фестиваль со смешанным чувством. Слишком
много было за три года самых противоречивых отзывов. Одним понравилось
до невозможности. Другие остались чётко убеждены, что
добровольно-принудительные мероприятия не могут быть хорошими по
определению. Скажу сразу: разделяю и то, и другое мнения, но не до
конца. На фестивале сделала собственное открытие, которое известно всем
журналистам: самое интересное происходит не на момент официальных
церемоний, а до или после них.
Настроению «Атамани» сложно не поддаться. Парк развлечений хоть и
задумывался как место, где школьники будут изучать кубановедение, самые
прилежные ученики здесь взрослые. Вот две дамы (судя по выговору? из
средней полосы России) трогают серебряные газыри на черкеске казака и
спрашивают у него: «Это для сигарет раньше было?» Мужчина, явно
польщённый вниманием, объясняет: «Не, бабоньки, это для патронив!» Потом
сбивается с «балачки» и на современном языке рассказывает о том, как
казаки стреляли из кремниевых ружей. Несколько часов в станице – и ты
тоже незаметно начинаешь говорить на странной смеси русского и
малороссийского. Ну где ещё услышишь, входя в хату: «Эй, жинка, налей
добрым людям взвару… тю, зараза криворукая, перед гостями стыдно!» А
после «гневной» тирады и гости, и хозяева заливаются смехом. Не верьте,
когда вам скажут, что больше всех на свете фотографируют японские
туристы. Если бы в те дни так ярко не светило солнце, то вспышек
фотокамер хватило бы на освещение улиц и хат станичников. Как только
«экспонаты» видели, что на них направляли объектив? тут же замирали и
даже кричали: «Вася, иди сюда, работаем… Девушка, ну почему вы так нас
мало фотографировали? Мы ещё вот так можем». Даже живность на подворьях
вела себя, как фотомодель. Хату рыбака, увешанную вяленой рыбой,
«охранял» здоровенный белый котище. Он бродил по периметру объекта и
жалобно поглядывал на деликатесы. Но стоило его окликнуть, как кот
(хотите верьте? хотите нет) садился, обвивал лапы хвостом и строил
самую что ни на есть благостную физиономию.
В некоторых хатах дыхание перехватывало от обилия старинных вещей. Но
в большинстве убранство? это всё-таки некая стилизация под старину.
Впрочем, никто не гарантировал «самый что ни на есть настоящий
антиквариат». Часто оценки туристов были красноречивее заключений
историков: «Смотри, Данилыч, у нас на хуторе тоже такая печка была!» Два
старика с влажными глазами стояли перед ней, как перед чем-то очень
близким и родным.
Среди бесчисленного количества сувениров, которые можно найти на
развале практически в любом населённом пункте края, попадался и
настоящий эксклюзив. Среди штамповки встречались поделки из глины,
дерева, вязаные и плетёные вещи. Цены? от 70 рублей до нескольких
тысяч. Некоторые делали прямо на глазах покупателей, сопровождая процесс
историко-технологическим рассказом.
Конечно, приезжая в «Атамань», надо быть готовым к расходам.
Во-первых, расходы на бензин (туда и обратно мы потратили на «АИ-92»
1700 рублей). Если захотите остаться с ночёвкой (в дни фестивалей номера
надо бронировать заранее)? номер с минимальным набором удобств
обойдётся по 350 рублей с человека. За фотографии с живыми и
неодушевлённым экспонатами платить не надо. Но поездки или даже фото на
лошади? за отдельную плату (обычно не больше 50 рублей). Входной билет
на территорию комплекса? 150 рублей со взрослого и 80 рублей? с
ребёнка. Впечатления и положительные эмоции? абсолютно бесплатно и
гарантированно.