Невозможно забыть

Александр Болиславович Пригоцкий (на фото) в особых представлениях не нуждается. Он ведёт активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи и школьников.

Когда Александр учился в школе, он даже и не задумывался о карьере военного: родители были сугубо гражданские люди. Но получив аттестат зрелости, решил связать свою судьбу с армией. Поступил в Житомирское высшее зенитно-ракетное училище имени Ленинского комсомола. Окончил его в 1969 году и был направлен для прохождения дальнейшей службы в Московский военный округ. Оказалось, что техника в войсках несколько устаревшая. Изучил и освоил её Александр Болиславович в короткие сроки. А через три года сдал нормативы на мастера.

Из Подмосковья старший лейтенант Пригоцкий был направлен для прохождения службы в группу Советских войск в Германии. За оказание помощи военнослужащим ГДР награждён медалью Беккера. Присвоили ему звание капитана и перевели на должность офицера оперативного отдела. А вскоре Александра Пригоцкого отправляют на учёбу в академию, после окончания которой в 1979 году его отправили в Тбилиси. Теперь он – командир части, начальник направления войсковой ПВО, заместитель начальника управления войск ПВО.

Когда вышестоящее командование приняло решение о создании четырёх ставок по направлениям: дальневосточное, южное, северо-западное и юго-западное, Александра Болиславовича ввели в ставку южного направления, в ведении которой находился ограниченный контингент советских войск в Республике Афганистан.

Служба у майора Пригоцкого проходила как бы на территории Советского Союза. В Афганистан он летал только в командировки. Предполагалось, что они краткосрочные. Но одна, трёхдневная, растянулась на 280 дней. Офицеры ставки планировали проведение операций, «привязывали» действия воинских подразделений к местности.

– На территории Афганистана нельзя было расслабляться, находились постоянно начеку, – рассказывает Александр Болиславович. – Выстрел мог прозвучать откуда угодно. Сложно было отличить мирного дехканина, если у него в руках нет оружия, от душмана – одеты все одинаково. К примеру, идёт по дороге, казалось бы, мирный гражданин, ведёт ишака с арбой, – никаких подозрений не вызывает. А он вышел в заданную точку, положил на колесо от арбы неуправляемый ракетный снаряд и выстрелил по расположению нашей части. И пока суд да дело, растворился на местности.

В 1986 году советское правительство, чтобы показать мировой общест­венности, что Советский Союз пришёл в Афганистан с миром, приняло решение о выводе шести полков. Участие в этой операции принимал и Александр Пригоцкий. Колонну зенитных и зенитно-ракетных установок сопровождали танки и бронетранспортёры, боевые машины пехоты. Вывод был нелёгким. По маршруту движения душманы устраивали засады, обстреливая колонны с господствующих высот. Огнём танковых орудий, пулемётов БТР и пушек БМП душманов либо уничтожали, либо заставляли отступить. А колонны продолжали движение…

Возможно, Александр Пригоцкий и в дальнейшем ездил бы в командировки в Афганистан, планируя операции по выводу войск. Но события 27-29 февраля 1988 года, произошедшие в городе Сумгаит, внесли существенные коррективы в его дальнейшую воинскую службу. Его направляют в этот город. Но это уже совсем другая история…

Алексей Гранин.