Наталья ЛАПШИНА.

6.30 утра. Рабочий день судебных приставов начинается очень рано. В среду компанию приставам составили налоговики, сотрудники администрации и дорожной милиции. Место проведения совместного рейда – пешеходный переход на пересечении улиц Хмельницкого и Коммунистической.

Схема простая: проверяя документы у водителя, инспектор ДПС предлагает
ему пройти проверку и на наличие задолженностей, начиная от штрафов до
неуплаченных налогов и алиментов. Человека «пробивают» по компьютерной
базе данных. Тут же на месте можно оплатить долг «наличкой» на
квитанционную книжку, или же должнику выпишут квитанцию, вместе с
которой под подпись вручается извещение о вызове на приём к судебному
приставу для проверки оплаты.

– Узнав свои «огрехи», многие просят «пробить» родственников или друзей,
– говорит судебный пристав-исполнитель Олег Стрельцов. – В среднем за
рейд на дороге выявляются 10-15 неплательщиков. Мера эта действенная, по
крайней мере, судя по быстроте оплаты после такого общения.

«Говорю сразу, транспортный налог ещё не оплатил», – признаётся первый
же остановленный водитель. Как оказалось, помимо этого за ним числится
штраф ДПС – 100 рублей и 16 рублей налога на имущество. Гораздо больше
долгов накопил молодой таксист: 4 штрафа на 1000 рублей плюс больше
тысячи транспортного налога. «Машину продал другу по генеральной
доверенности, – объясняет парень. – Обычно я ему привожу квитанцию, он
оплачивает. А сейчас, видимо, «профукал»…»

Пешеходный переход, возле которого мы дежурим, один из самых
неблагополучных в городе. Следить за соблюдением правил дорожного
движения инспекторам ДПС помогает видеозаписывающий измеритель скорости
«Визир». Видеокамера фиксирует: дорогу переходят две женщины, красный
джип остановился, чтобы пропустить пешеходов, а владелец «ниссана»,
видимо, спешил…

 – Да я вообще никаких пешеходов из-за джипа не видел, – недовольно
оправдывается пожилой мужчина. – Ну, остановился он, мало ли зачем?
Знака «стоп» там не было, вот я и поехал.

– При чём тут знак, здесь поворот и пешеходный переход, – горячится
лейтенант милиции Роман Россохатский. – Вы должны были приостановить
движение, тем более, если у вас был закрыт обзор. Хорошо ещё, что
обошлось, а то бы увидели человека, когда он уже на капоте или под
машиной.

В новом дополнении к ПДД от 20 ноября 2010 года ясно сказано: «Если
перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило
движение транспортное средство, то водители других транспортных средств,
движущиеся по соседним полосам, могут продолжить движение, лишь
убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов».
Всё это сотрудники дорожной милиции несколько раз втолковывали
нерадивому водителю со стажем вождения почти 40 (!) лет. Но, похоже, он
так и остался при своём мнении.

Для первого случая штраф минимальный – 800 рублей. «Только не
показывайте меня в газете, – просит он. – Стыдно! Я же ненамеренно».

За два часа работы мы «поймали» четверых «торопыг», не пропустивших
пешеходов, и проверили документы у десятка водителей. У каждого второго
задолженность по транспортному налогу. На мой вопрос, почему не платит,
один из них нехотя бросает: «Некогда». Его долг – 2767 рублей. «Не
затягивайте! – советует ему пристав, вручая квитанцию. – Потом разговор
совсем другой будет». Для Константина, занимающегося частным извозом,
почти 2 тысячи долга за давно несуществующее авто стали неприятным
сюрпризом. «Машину продал ещё 5 лет назад, а в 2007 году вроде бы снимал
с учёта. Новый хозяин давно уже сдал её в утиль». «Видимо из ГАИ не
пришли данные, – предполагает сотрудник налоговой инспекции Екатерина
Юрченко. – Вам необходимо с этим разобраться, зайти в налоговую на
сверку, а потом к судебным приставам, чтобы сняли с вас долг».

– Люди продают машины по доверенности, зачастую не снимая их с учёта, –
объясняет судебный пристав Анатолий Бегун. – Право собственности при
этом остаётся за бывшим хозяином. Вот долг и «капает».

Только по транспортному налогу недоимка в районный бюджет составляет 15
миллионов рублей по сроку оплаты 1 июня. Но теперь дело пойдёт «веселее»
– совместные рейды планируют проводить трижды в неделю.