Олёна ЖОЛОБОВА.

О необходимости ярмарок сельскохозяйственной продукции в сезон овощей-фруктов говорят и покупатели, и продавцы. Можно спорить о месте и времени проведения, о количестве участников, об оплате за торговое место. Но только не о том: нужны ярмарки или нет. Побаловать себя местным помидором, мёдом, арбузом вряд ли кто откажется.

«В Анапе, – рассказывает пчеловод из посёлка Широчанка Роза Лыскова, –
ярмарки «Субботний привоз», где местные селяне продают овощи-фрукты,
устраивают каждую неделю в каждом микрорайоне города. Хорошо и
анапчанам, и гостям!» И если пасечники могут хранить свою продукцию
месяцами, то для овощеводов регулярные ярмарки – просто спасение.

На своём участке в Широчанке глава ЛПХ Александр Мороз работает
вместе с женой и сыном. Сотни кустов баклажанов, перцев, томатов
повреждены июньским градом. Выдержали «бомбардировку» только упругие
листья поздней капусты. А вот раннюю почти всю выбило. «Если бы накануне
прошла хотя бы одна ярмарка, то две трети урожая я бы успел продать ещё
до града», – сетует Александр Мороз. Он занимается овощеводством не
один год. На всём участке в междурядьях уложены шланги для капельного
орошения, по ним же к растениям поступают удобрения. Есть и теплички с
огурцами-помидорами. Александр торгует своими овощами в собственной
точке на Новом рынке в центре города, с середины июля традиционно будет
поставлять свежие овощи на некоторые базы отдыха. Но ежедневный урожай
скоропортящихся кабачков, огурцов и томатов могут принять только оптовые
покупатели из соседних районов или… местные ярмарки, хотя бы по
субботам.

Современный крестьянин не просто производит, но и учится продавать
свой продукт. Мёд Розы Лысковой не спутаешь ни с одним другим.
Аккуратные банки под крышкой, на которой изображены соты и «сидит»
пчела, сопровождаются этикеткой с номером телефона и адресом
производителя. Раз в неделю Роза Михайловна выезжает продавать ейский
мёд в соседний район на ярмарку. В октябре поедет на краевой фестиваль
«Кубанский мёд» (заявку надо было оформить ещё в мае). А вот на
фестивале мёда в собственном городе места для «отечественного»
производителя не нашлось… «Попыталась пробиться туда, готова была
добросовестно заплатить за место, – рассказала Роза Михайловна, – но,
увы: «гастролёры» выдворили чуть ли не взашей!»

Ярмарки, по мнению селян, невыгодны прежде всего перекупщикам.
Собственный продукт крестьянин выставит процентов на 15-20 дешевле
рыночной цены. Стоит ли говорить, что традиция любого торга в Ейске
давно и напрочь забыта? Зато с конкурентами обходятся прямо-таки
средневековыми методами. Помидоры ясенца Василия Ус знают не только в
станице, но и в городе. И то, что они дешевле «заморских», тоже. Но
продать спелые томаты Василию Васильевичу нелегко даже на станичном
рынке: вытесняют, пакостят. Глава поселения говорит: «Разбирайтесь
сами», а сочувствующие советуют: «Иди торгуй при дороге. Проезжающие с
руками отхватят». Вот уж, действительно, перспективное место! Предлагают
крестьянам места и на рынках. Бронировать их надо на месяц независимо
от того, сколько раз в неделю будешь торговать: день, два или три. И
опять же, сможет ли крестьянин выставить на рынке свои цены против
установленных постоянными продавцами сотен рублей, например, за корзинку
малины?

В связи с жарой и повышенным риском кишечных инфекций краевой
департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
торговлю свежими овощами вне стационарных пунктов торговли рекомендовал
приостановить. По словам специалистов районного управления сельского
хозяйства, местные сельхозярмарки возвратятся лишь в сентябре. Очень
вовремя, чтобы вновь торговать только «ейскими» свежими овощами.