События военной поры в Ейске и его окрестностях не раз освещались в «Приазовских степях» и других районных СМИ. Рефреном в абсолютном большинстве случаев звучала мысль о том, что летом 1942 года бои на ближних подступах к Ейску, в районе Александровки и Широчанки, были. Но недавно я стал свидетелем эмоциональных заявлений очередного знатока: всё это, мол, надумано ейскими историками и краеведами. Попробуем ещё раз разобраться в этом вопросе.

Утверждают

военачальники

Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков, в годы войны в звании контр-адмирала командовавший Азовской военной флотилией (АзВФл), боевым действиям на Азовском море посвятил две главы в своём военно-историческом очерке «На южном приморском фланге (осень 1941 г. – весна 1944 г.)», изданном Воениздатом в 1989 году.

Он указывает, что при оставлении Ейска в августе 1942 года был использован опыт эвакуации войск Одесского оборонительного района. Перед тем, как наши части покинули город, корабельная и береговая артиллерия произвела массированный огневой налёт на вражеские позиции, а 144-й отдельный батальон морской пехоты (ОБМП) мощной контратакой выбил противника из Широчанки и Александровки. Это привело к тому, что в течение последующих трёх дней неприятельские войска даже не пытались атаковать наши позиции.

Ссылаясь на архивные документы, адмирал приводит такие цифры: стойкая оборона Ейской ВМБ позволила советскому командованию почти беспрепятственно эвакуировать морем и по суше все части базы общей численностью около 3,6 тысячи человек, вывезти 34 орудия, 48 автомашин и тракторов, 200 тонн боеприпасов, более пяти тысяч тонн продовольствия и других грузов.

У стен Ейска противник потерял не менее двух батальонов пехоты и двух эскадронов кавалерии, танкетки, 20 автомашин (ЦВМА, ф. 175, д. 32 688, л. 78, 79).

Немало интересных подробностей о боевых делах военных моряков, лётчиков, морских пехотинцев и береговых артиллеристов АзВФл в годы Великой Отечественной войны можно узнать и из военно-исторического очерка «На море Азовском» (М., 1966), подготовленного бывшим начальником штаба АзВФл капитаном 1 ранга Аркадием Владимировичем Свердловым.

Он пишет, что, отбивая натиск врага, эвакуацию Ейской ВМБ прикрывали: 144-й и 305-й отдельные батальоны морской пехоты, 40-й отдельный артдивизион и Ейский истребительный отряд НКВД, канонерские лодки (КЛКЛ) «Днестр» и «Буг», сторожевые катера «МО-018» и «МО-032», сторожевые корабли «Штурман» и «Войков», охраняемые с моря торпедными катерами, тральщиками, 45-мм батареей на косе Долгой (ведь противник мог попытаться прорваться в главную базу флотилии и со стороны Должанской – авт.).

Аркадий Свердлов также отмечает, что 6 августа после артиллерийской подготовки, проведённой «Днестром» и «Бугом» совместно с береговыми артиллеристами 144-й обмп, выбил противника из Широчанки и Александровки. Враг отступил.

Пытаясь вернуть утраченные позиции, гитлеровцы вновь бросили на передний край моряков, авиацию, переходили в психические атаки, но моряки, подпуская фашистов на 50 м, расстреливали их почти в упор из стрелкового оружия.

9 августа 144-й батальон и рота 305-го батальона вновь атаковали немецко-фашистские части, заставив их отступить к станице Щербиновской. Пользуясь этим, все части Ейского морского гарнизона и Ейский истребительный отряд отошли вдоль берега на Ясенскую Переправу, где при поддержке сторожевых кораблей и катеров вышли в Приморско-Ахтарскую, откуда на кораблях были доставлены в Темрюк.

[node:title]

Уделяет внимание боям под Ейском летом 1942 года в своих мемуарах «Годы войны. 1941-1943» (М., 1976) и Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко, во время боёв на Кавказе и Кубани генералом командовавший 47-й, 18-й и 56-й армиями.

По его оценкам, командование немецкой группы армий «А» придавало большое значение захвату города Ейска, как основного порта, который фашисты планировали использовать в качестве «важнейшей базы снабжения своих войск».

Как подчёркивает известный военачальник, «благодаря беспредельной отваге моряков и эффективной поддержке корабельной артиллерии, 144-му батальону морской пехоты и оставшейся роте 305-го батальона удалось в течение нескольких дней сдерживать натиск многократно превосходившего противника».

Более четверти века назад, к 300-летию отечественного ВМФ, группой военных историков был издан уникальный труд: «Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941-1942» – М., 1992 (далее «Боевая летопись» – авт.)

Анализ

документов

Опираясь на архивные документы и отдельные труды советских и зарубежных исследователей, авторы в сжатой форме изложили в нём основные события на действующих флотах и флотилиях с начала Великой Отечественной войны и до конца 1942 года.

Есть здесь и разделы, посвящённые Азовской военной флотилии. В свете сегодняшнего повествования, для нас интерес представляют материалы, изложенные под заголовком: «28 июля – 9 августа. Оборона и эвакуация Ейской военно-морской базы» (командир – контр-адмирал Сергей Филиппович Белоусов).

Как отмечается в «Боевой летописи», 1 – 4.08.1942 года оборона Ейска была усилена семью 45-мм пушками. Позиции заняли подразделения 144-го (командир – капитан-лейтенант А.И. Востриков) и 305-го (командир – старший лейтенант П.И. Желудько) отдельных батальонов морской пехоты (обмп), 40-го отдельного подвижного артиллерийского дивизиона.

(Прим. Как писал после войны Александр Иванович Востриков редактору газеты «Приазовские степи» Юрию Григорьевичу Тараде, 144-й обмп к июлю 1942 года в своём составе имел: роту автоматчиков, три роты стрелков, роту станковых пулемётчиков, роту батальонных миномётов, службу тыла и ряд мелких подразделений – всего около 1500 человек. Также ему был подчинён Ейский истребительный батальон. Добровольно пришли в 144-й обмп более 20 ейских девушек, окончивших курсы медсестёр, и несколько юношей – в их числе и Виктор Чаленко – авт.).

[node:title]

По Ейской ВМБ, кораблям и сухопутным позициям советских моряков наносила сильные бомбоштурмовые удары авиация противника.

5.08 Военный совет Северо-Кавказского фронта (СКФр) приказал начать эвакуацию Ейской ВМБ.

6 – 7.08 подразделения 144-го и 305-го обмп вели сдерживающие бои с противником.

7.08 КЛКЛ «Буг», «Днестр» и 45-мм артиллерийская батарея в течение полутора часов обстреливали скопление войск противника у Широчанки. После обстрела подразделения 144-го обмп выбили противника из Широчанки.

Осуществляя поддержку морских пехотинцев, 8.08 в 10 ч КЛ «Днестр» вновь обстреляла скопление сил противника. В 19 часов для обеспечения отхода частей базы 144-й обмп при огневой поддержке «Днестра» контратаковал противника и выбил его из Александровки и Широчанки (вторично). После этого удара противник ещё в течение трёх дней не решался на дальнейшее продвижение. 9.08 ночью КЛ «Днестр» для прикрытия отхода частей базы произвела 20 артиллерийских залпов по дорогам, занятым противником.

Как отмечает военный историк Иосиф Кирин в своей книге «Черноморский флот в битве за Кавказ» (М., 1958), сухопутная оборона Ейской ВМБ состояла из двух рубежей, расположенных вокруг города. Внешний рубеж обороны проходил через Широчанку, Воронцовку и сухопутный аэродром, а внутренний – через плодоовощной совхоз и западную окраину Ейска. По воспоминаниям командира 144-го обмп А.И. Вострикова, позиции располагались на вершине оврага, ближе к Ейску – овраг как бы отделял Ейск от Широчанки и Александровки.

Казаки Ейского городского и Широчанского хуторского казачьих общест Ейского РКО совместно с казачьей молодёжью в августе 2017 года провели здесь военную реконструкцию, посвяжённую 75-летию тех событий.

И. Кирин приводит и показания на допросе румынского капрала Василия Николайко, захваченного в плен во время этих боёв: «Когда ваша артиллерия неизвестно откуда начала страшный огонь, весь наш кавалерийский эскадрон разбежался кто куда, многие были убиты, ранены, а я попал в плен».

Наверное, можно дискутировать по вопросу состава сил немецких и румынских войск, направленных на взятие Ейска, их численности и, тем паче, о понесённых оккупантами потерях. Потому что для большей достоверности необходимо исследовать документы, находящиеся в архивах Германии и Румынии.

Разнятся и цифры защитников нашего города. Но утверждать, что никаких боев вблизи города Ейска не было – напоминать Иванов, не помнящих родства. Придерживающимся такой точки зрения для начала рекомендую побывать на братской могиле в посёлке Широчанка, где покоятся останки не менее тридцати советских воинов, в основном морских пехотинцев Азовской военной флотилии. Как указано на обелиске, «погибших при защите г. Ейска 7 – 8 августа 1942 года».

Р.S. Выражаю признательность Ейскому историко-краеведческому музею им. В.В. Самсонова и Ейскому муниципальному архиву за предоставленные материалы для подготовки данной статьи.

Алексей Буглак,

капитан 1 ранга в отставке.