«Я просто им читаю»

Вы, может, не поверите, но у школьников из посёлка Советского ещё в 80-е появился своеобразный школьный «интернет», который привлекал ничуть не меньше, чем сегодняшний реальный. И до сих пор теперешние бабушки и дедушки, папы и мамы, когда-то окончившие школу № 7 (сегодня № 17 имени Г. Жукова), рассказывают об этом внукам и детям. «Идею создать в школе «стену гласности» мы привезли с педагогического слёта в Сочи, – вспоминает преподаватель русского языка и литературы Евгения Александровна Савранская. – Эксперимент поддержала наша директор Раиса Александровна Закурдаева. В коридоре школы на стене появился десятиметровый плакат с нарисованным на нём дощатым «забором гласности», и для убедительности на нём ещё и кошка восседала. Каждый мог писать на том «заборе» всё, что было на душе. Сказать кому-нибудь спасибо. Или высказать обиду, оставив надпись вроде «я не виноват, потому что…» А мог и просто пошутить».

Здесь скажу, что самой Евгении Александровне чувства юмора не занимать. Полностью с ней согласна, что бессмысленно «читать мораль», когда есть возможность воспитать шуткой и юмором. Если посмотреть на ситуацию со стороны, да ещё весёлым добрым взглядом, даже отъявленный хулиган поймёт, в чём он оплошал. «Юмор – лучший метод воспитания, – считает Евгения Александровна. – Нотацию ребёнок выслушает и… забудет. А то, что когда-то обыграли на «заборе гласности», бывшие выпускники нашей школы вспоминают и много лет спустя». Вот как, например, боролись педагоги с модой «нацеплять» на уши множество серёжек. Собственно, «боролись» — слово не подходит. Просто взяли и посмеялись над модным поветрием. На «заборе гласности» появилась корова со многими серёжками в ушах, а на неё смотрел бугай с кольцом в ноздрях. «Думает корова Дина, что она неотразима. Три серьги продену в ухо — будешь мой, и это глухо». Такие были под рисунком стихи. Оказалось, что быку серёжек в ухе у бурёнки недостаточно. «Чтоб настал счастливый день, ты в ноздрю серьгу продень, – отвечал он ей. – Не сравнишься ты ни с кем и украсишь мой гарем». Словом, появилась почти «поэма» на волновавшую тогда девчонок тему. И никто не догадался, что написал стихи не дежуривший по школе класс, а учитель иностранных языков Вячеслав Алексеевич Соколов. Дети оставляли отклики – на «заборе гласности» развернулась жаркая полемика. И до сих пор самым эффективным инструментом воспитания Савранская считает умение посмеяться над ситуацией.

«Про то, как умеет Евгения Александровна «достать» одним лишь острым словом, знают и сегодняшние ученики, и помнят их родители, даже бабушки и дедушки, которые когда-то учились в нашей школе, – вспоминает бывшая директор школы Раиса Александровна Закурдаева. – А также они знают о таланте и профессионализме этого педагога». И снова — «подтверждение из первых рук». Бывший ученик Евгении Александровны (сейчас ему за сорок, и эту же школу окончил его сын) позвонил своей учительнице и обрадовал: «Недавно вспоминал ваши слова: «Ребята, станете взрослыми — перечитайте русскую классику». И я перечитал «Обломова» и заново открыл для себя Гончарова. Другими глазами посмотрел на литературу 19 века».

Так через много лет прорастают семена любви к русской словесности, к родному языку. «Чтобы полюбить, понять русскую классическую литературу, нужно время, – говорит Евгения Александровна. – Невольно вспоминается из сочинений Ленина сказанное по поводу романа Чернышевского «Что делать?»: нельзя читать русскую классику, пока молоко на губах не обсохло. И много лет назад, – с улыбкой вспоминает, – когда выпускники нашей школы по традиции дарили нам книги, тот же ученик написал мне на память: «Любителю Толстого от ненавистника Толстого». А сейчас он сам Льва Николаевича цитирует!»

«Многое из русской классической литературы сложновато для восприятия школьника, – говорит Евгения Александровна. – И главная задача учителя–словесника в том, чтобы заинтересовать ребёнка. Убедить его прочесть произведение и не отпугнуть бы сложностью написанного. Тут у каждого из нас свои приёмы. К примеру, можно в классе зачитать самые интересные отрывки. Но только зачитать — ни в коем случае не пересказывать! Наверное, ничто так не отбивает желание прочесть роман или повесть, как пособие для старшеклассников, предлагающее им «произведения в кратком изложении». Часто на уроках я читаю классу вслух отрывки из Распутина, Абрамова, Астафьева, Васильева… А если обидели кого-то – прочту отрывок из повести Бориса Васильева «Летят мои кони». О том, как он в детстве очень горевал, что не успел при жизни друга попросить у него прощения. Бывает, достаточно прочесть всего один рассказ, и он даст ответ, как поступить в не простой для тебя жизненной ситуации. Не умаляя достоинства других предметов, скажу, что главная задача учителя литературы — воспитать Человека».

«Как вы приходите в библиотеку?» – задаёт своим ученикам, казалось бы, простой вопрос учитель Савранская. И рассказывает, какое наслаждение не просто назвать произведение, которое тебе сейчас нужно прочесть, а ещё и подойти к книжной полке и выбрать книгу для души — бывает, самую потрёпанную, и значит – самую любимую.

Ученики её не забывают. И подтверждение – страничка в «одноклассниках», их тёплые слова. Сказанные сегодняшними студентами или уже зрелыми людьми, они для неё – самая большая награда. А ещё труд Евгении Александровны Савранской отмечен орденом Трудовой Славы III степени. А ещё она «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный учитель Кубани». И всё же главное, о чём мне рассказали коллеги Савранской, её неистребимый оптимизм, энтузиазм. Она не изменяет этому со времён работы пионервожатой, инструктором райкома комсомола, а после много лет – завучем по воспитательной работе. Тогда 7-я трижды завоёвывала звание «Школы года» и даже в 2000-м – «Школы века»! «Беспокойный и неравнодушный человек, – говорят о Савранской коллеги. – Она и сегодня не только уроки русского языка и литературы в старших классах ведёт – во все неурочные мероприятия с готовностью включается. И не только сама, а и кого угодно может «закрутить». А ещё Евгения Александровна председатель совета ветеранов Трудового сельского поселения…

Уезжая из посёлка Советского, я вспоминала не только об учителе Савранской. Я думала про коллектив единомышленников – учителей сегодняшних и бывших, которые сейчас уже на пенсии. Они хранят не только профессиональные, но и самые тёплые дружеские связи. Чем больше узнавала я о педагогах сельской школы, тем больше верила словам о том, что всё самое лучшее всегда произрастало из российской провинции.

Татьяна Шекера.