Наталья ЛАПШИНА.

Скоро два года как у руля городской школы № 2 стоит новый директор – Екатерина Ратникова, сама в прошлом её выпускница. Уже можно говорить и о первых результатах. Цель молодого руководителя – комфортное и конкурентоспособное учебное заведение, учиться в которое шли бы исключительно по желанию. Первые шаги к этому уже сделаны.

В 2009 году школа прошла аккредитацию. «Трудно было, но зато теперь в
течение пяти лет мы можем работать спокойно, – говорит Екатерина
Викторовна. – Второй этап – получение бессрочной лицензии на право
работы, с чем мы тоже успешно справились. Пришлось подчистить много
старых грехов. А в феврале мы добились и присвоения школе звания первого
Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского».

Директор постепенно претворяет в жизнь стратегию развития, с которой
пришла в это старейшее учебное заведение. В приоритете –
интеллектуальное развитие школьников, в том числе отдельной линией идёт
работа с одарёнными детьми. Летом в школе на базе лагеря дневного
пребывания будут работать профильные смены, в которых детвора сможет
заняться творчеством или более углублённым изучением конкретного
предмета.

На протяжении всего учебного года дети активно участвовали в олимпиадах,
занимались и научной деятельностью. В апреле состоялась первая
научно-практическая конференция «Шаг в науку», в которой приняли участие
все классы, начиная со второго. Её результаты будут опубликованы в
практическом сборнике статей, который сейчас проходит рецензию.

– Дети с помощью учителей сами выбирали темы для исследований, готовили
материалы и их оформление, делали презентации, – гордится своими
воспитанниками Екатерина Викторовна. – Особый интерес у жюри вызвали две
работы. Исследование теней и фантиков учеников начальной школы под
руководством Елены Кулаковой, с одной стороны – такое детское, но с
серьёзными научными опытами. И работа десятиклассников Кирилла Когтева и
Александра Кравченко по изучению воздействия различных шумовых эффектов
на работоспособность, успеваемость и поведение школьников (рук.
Маргарита Каснер). По результатам исследования готовится специальный
аудиодиск, повышающий учебные успехи учащихся.

В планах директора ввести научно-проектную деятельность в систему, а все
результаты исследований юных учёных использовать на практике. Тем
более, что уметь ставить проблему и искать пути её решения для учеников
второй школы не в новинку. Именно в этом учебном заведении уже больше 15
лет применяется система развивающего обучения по программам
Эльконина-Давыдова и Занкова. В них тот же самый системно-деятельностный
подход, что и во вводимых нынче новых стандартах.

Практической пользой руководствовался директор и открывая в школе новый
предмет – риторику, на которой дети учатся правильно оформлять и
выражать свои мысли, правильно спорить и решать проблемы цивилизованным
путём. А практикуются дети, проигрывая различные ситуации в созданной на
базе школы театральной студии, которая в 2010 году заняла второе место в
районном конкурсе (рук. Людмила Киселёва). Под руководством кандидата
филологических наук Галины Стасива ребята успешно осваивают второй
иностранный язык – французский.

О том, насколько активной стала школа в последнее время, говорят и старшеклассники:

– Здорово, что мы теперь гораздо больше участвуем в различных
мероприятиях, олимпиадах. И вообще жизнь школьная стала более интересной
и комфортной психологически. У нас регулярно проводят предметные
недели: математическая, гуманитарная или, например, неделя английского
языка, на протяжении которой мы стараемся общаться только на английском.

 – Школа маленькая, уютная, но при этом большие светлые классы с
высокими потолками, просторные коридоры без толкотни. Дружный коллектив
детей и сильный преподавательский состав. Обстановка, располагающая к
общению, а значит – и к социальному развитию, – перебивая друг друга,
будущие выпускники признавались в любви к родной школе. – Ей бы ещё
оборудование новое – в кабинете химии у нас самодельный вытяжной шкаф.
Не мешало бы поставить в столовой кофейный аппарат.

Новой формой воспитания гражданской позиции школьников является открытый
недавно волонтёрский отряд. По словам заместителя директора по
воспитательной работе Натальи Хватовой, быть волонтёром и носить особый
зеленый галстук хочет каждый, но принимают в него, как раньше в пионеры,
только самых достойных.

Школа работает, и весьма успешно, несмотря на все старания злопыхателей,
посылающих в средства массовой информации анонимные сообщения с
призывом к «принятию срочных мер». Возможно, не всем по душе
инновации…

Тем не менее именно от позиции руководителя, его политики во многом
зависит развитие педагогического потенциала школы. И большую роль в этом
играет умение работать в команде. За два года Екатерине Ратниковой
удалось собрать вокруг себя единомышленников: «Люди, с которыми я
работаю, это мои близкие помощники, разделяющие со мной основную идею
развития школы». А педагоги, в свою очередь, отмечают тактичность,
выдержанность и умение директора разобраться в любом спорном вопросе,
ценят её внимательное отношение к их дополнительной работе с детьми и
учительским достижениям. Если такое взаимопонимание удалось, за будущее
школы можно быть спокойным.