Периодический непрофессионализм коммунальщиков, их не совсем корректное поведение в отношении жильцов многоквартирных домов – это гарантированный хлеб с маслом для всех мастей сатириков ещё с советских времён. Реформа ЖКХ должна была положить этому конец.

Её идейные вдохновители рассчитывали, что профессиональные управленцы многоквартирными домами будут вести себя уж если не как английские джентльмены, то хотя бы культурнее своих предшественников.  Но и это не помогло. Тогда ввели лицензирование управляющих организаций, но пользы в морально-этическом плане от него тоже нет.

Чтобы привести деятельность управляющих организаций в соответствие с требованиями собственников жилья, власть разработала целый ряд профстандартов для работников ЖКХ. Об этом сегодня рассказывает председатель общественной организации «Союз защиты прав потребителей в сфере ЖКХ» Николай Поддубный.

– Стандартов много: есть отдельный для специалиста по обслуживанию лифтов, отдельный – для сантехников. Непосредственно к управлению домами относятся несколько. В Приказе Минтруда России от 21.12.2015 г.

№ 1075н установлены требования к дворникам. Там они, кстати, называются «рабочими комплексной уборки». Для работы дворником достаточно общего образования. Основными обязанностями является не только уборка во дворе дома, но и в подъезде. Звучит странно, но так написано в правилах.

– А есть стандарты для управления многоквартирным домом?

– Разумеется. Приказом Минтруда от 11.04.2014 г. № 236н регулируются требования к специалистам по управлению многоквартирными домами. Чтобы занимать эту должность, необходимо среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, а также дополнительное образование. Специалист следит за технической документацией на дом, разрабатывает перечень работ и услуг по содержанию общего имущества, контролирует поступление платежей от собственников жилья. Конечно, выполняет это всё не один человек, функции можно разделить на несколько специалистов.

Совсем другим занят специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 г. № 238н). На этой должности достаточно среднего профессионального образования. Этот специалист организует и проводит осмотр общего имущества (крыши, подвала и т.д.) и определяет перечень необходимых работ по его содержанию.

Но, увы, профстандарты являются только рекомендуемыми, но не обязательными. Соблюдать их управляющие организации не обязаны.

– А насколько, на ваш взгляд, важно нововведение, касающееся расстояния от офиса управляющей компании до многоквартирного дома, который её специалисты обслуживают?

– В жилищное законодательство постоянно вносятся изменения. Однако не все изменения заметно влияют на права собственников квартир. Зачастую изменения носят технический характер. Не так обстоит дело с Постановлением Правительства от 13.09.2018 г. № 1090, которым определено, на каком расстоянии от домов должны находиться управляющие организации. Недавно появилось дополнение: представительство должно размещаться в пешей доступности от домов, которыми управляет организация. Под пешей доступностью определено расстояние в три километра от дома. Это означает, что УК, возможно, придётся открывать свои представительства поближе к клиентам. Эти правила в полной мере начнут действовать только с марта 2019 года. Правда, организовывать допофисы наверняка станут за наши с вами деньги. Ещё раз хочу напомнить, что тариф на содержание жилья определяет только общее собрание, поэтому без решения общего собрания управляющая организация не может увеличить плату за ЖКУ, чтобы компенсировать свои расходы.

Записал Антон Иванов