Счётная палата РФ прогнозирует резкий рост цен на бензин в 2019 году. В чём причина роста и можно ли его остановить? Давайте разбираться.

Итак, Счётная палата утверждает, что нас ждёт скачок цен на бензин уже после нового года. Подорожание связано напрямую с плановым повышением акцизов (косвенный возмещаемый налог, который включается в цену товаров повышенного спроса) на топливо с 1 января 2019 года. «Увеличение акциза в 1,5 раза с нового года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», – говорится в заключении Счётной палаты на проект бюджета на 2019-2021 годы.

В конце сентября министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что стоимость бензина в России остаётся на уровне конца мая. По данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в России в период с 1 по 7 октября выросли на 4 копейки и составили 43,28 рубля за литр.

Неизбежно ли подорожание топлива на заправках? В правительстве говорят, что этого не допустят — есть рычаги давления. Одновременно с повышением акцизов нефтяникам предложат так называемый «налоговый манёвр». В течение шести лет будут снижать для них экспортные пошлины до нуля. Казалось бы, это также должно спровоцировать дефицит нефти в стране. Но чтобы компании не переключились полностью на внешний рынок, государство будет возвращать заводам 50 процентов от разницы между экспортной ценой на топливо и ценой для внутреннего рынка. В любом случае ещё будет повышение НДС, что также станет поводом переписать ценники на заправках.

«Если всё, что задумано в заключении Счётной палаты на проект бюджета, будет реализовываться, то, к сожалению, цифры будут говорить о резком повышении цен на бензин. Можно ли всё же избежать этого скачка цен? Можно. В первую очередь, нужно принимать системные меры, а именно – выстроить рыночную систему. Сбалансировать внутренний и внешний рынки, ведь цена зависит от режима налогообложения», – сказал корреспонденту нашей газеты Павел Баженов, президент независимого топливного союза.

Кроме того, можно было бы пересмотреть политику в отношении транспортного налога. Считается, что акцизы уходят на ремонт и строительство дорог. Фактически деньги собирают дважды. Так что хорошо было бы снизить налоговую нагрузку в одном месте, раз она повышается в другом.

С 1 января 2019 года стартует завершение налогового манёвра в нефтяной отрасли. Для сдерживания внутренних цен на топливо, в частности, предусмотрена демпфирующая составляющая в обратном акцизе на нефть для переработки. Кроме того, правительство получит право вводить пошлины на бензин до 60 процентов от пошлины на нефть при колебаниях её цены на мировых рынках более чем на 15 процентов.

София Каширская