75 лет назад, осенью 1943 года в нашем городе впервые появились моряки-гвардейцы. «Гордостью флотилии стал прославившийся в боях под Сталинградом 1-й гвардейский дивизион бронекатеров, прибывший с Волги 2 октября 1943 года», – отмечал адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков.

Приказ о воссоздании в составе Черноморского флота Азовской военной флотилии (АВФ), в которую должны были войти надводные корабли, авиация, береговая артиллерия и морская пехота, нарком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов подписал 3 февраля 1943 года.

Основным предназначением флотилии (главная база – Ейск, манёвренные – Азов и Приморско-Ахтарская) было содействие сухопутным войскам в нанесении ударов по врагу на Тамани и в Северном Приазовье, а также нарушение вражеских сообщений в Азовском море.

Ввиду того, что оба берега Керченского пролива были ещё в руках фашистов, приходилось рассчитывать на небольшие корабли, которые можно перевезти на железнодорожных платформах.

1 марта оперативная группа штаба, политотдела, тыла, отделения связи и инженерного отделения АВФ прибыла в Ейск.

Основная часть офицеров штаба во главе с НШ АВФ капитаном 2 ранга Аркадием Владимировичем Свердловым и тыловые учреждения оставались в Поти и руководили дальнейшим формированием частей и подразделений флотилии, по мере готовности направляя их в Ейск. При комплектовании экипажей предпочтение отдавалось морякам, служившим на кораблях флотилии в 1941-1942 годах.

5 марта 1943 года в Ейск прибыл командующий АВФ контр-адмирал С. Горшков. Корабли ещё не поступили, а флотилия уже начала воевать: самолёты авиагруппы летали над морем, вели разведку, нападали на вражеские корабли и конвои.

С помощью ейских судоремонтников отремонтировали поднятые со дна сейнеры и мотоботы, которые вооружили пулемётами. На них и высаживались первые десанты. А вскоре началась доставка небольших кораблей на Азовское море с Волги, Чёрного и Каспийского морей

Первые пять сторожевых катеров («малых охотников») прибыли по железной дороге в Ейск 4 апреля, к концу мая – 12 бронекатеров, семь катеров-тральщиков и 12 полуглиссеров. Ещё восемь бронекатеров и два артиллерийских катера с реактивными установками вошли в состав флотилии летом.

Для более быстрого спуска прибывших кораблей с платформ на воду ейские портовики предложили как бы «продлить» железную дорогу в воду, проложив рельсы по дну до глубины, когда корабли окажутся на плаву. Затем на них устанавливали снятое вооружение и готовили к боям.

Только в течение июня-июля 1943 года катера флотилии сделали свыше 20 боевых выходов. Они провели девять боёв с немецкими катерами, нанесли 30 артиллерийских ударов по береговым объектам и высадили 15 разведгрупп в тыл противника. 424 самолёто-вылета за это время совершила авиагруппа АВФ.

От этих ударов фашисты потеряли 4 самоходные баржи, 14 катеров, два мотобота, один буксир, два самолёта. Один самолёт и 12 надводных судов были повреждены. Были подавлены девять береговых батарей и причинены крупные разрушения в портах и на пристанях врага.

Силы АВФ, содействуя наступлению Южного фронта, сис­тематически нарушали морскую коммуникацию, связывающую Таганрог и Осипенко, блокировали порты Таганрог и Мариуполь, выставили 11 минных банок, на которых гитлеровцы потеряли два парохода, две самоходные десантные баржи (СДБ) и 10 малых судов.

Не обходилось без потерь и с нашей стороны. Корабли флотилии неоднократно высаживали десанты из бойцов Красной Армии и морских пехотинцев (в состав АВФ входили 369-й и 384-й отдельные батальоны морской пехоты – авт.).

Но сегодняшний наш рассказ – о моряках гвардейского дивизиона бронекатеров. Дивизион был сформирован в ноябре 1941 года в составе 1-й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (ВВФ). В период войны им командовали капитан 3 ранга С.П. Лысенко, с мая 1943 года – капитан-лейтенант Л.П. Потапов, с декабря 1943 года – капитан-лейтенант С.И. Барботько.

До ноября 1942 года дивизион совершил 301 боевой выход, каждый из которых был сопряжён с огромным риском для жизни. Всего за осень 1942 года бронекатера доставили войскам 40 тысяч бойцов и командиров пополнения, 5600 тонн различных грузов, эвакуировали свыше 11 тысяч раненых. На счету корабельных артиллеристов много уничтоженных огневых точек врага и складов, автомашин, уничтоженной или рассеянной пехоты; были подбиты десятки танков, а зенитчиками сбито несколько самолётов.

Были невосполнимые потери и у катерников. В одном из боёв смертью героя погиб командир дивизиона капитан 3 ранга С.П. Лысенко, посмертно награждённый орденом Ленина.

За мужество и отвагу, проявленные во время битвы за Сталинград, за высокую дисциплину и организованность приказом наркома ВМФ СССР 1-му дивизиону бронекатеров ВВФ 1 марта 1943 года было присвоено гвардейское звание.

А осенью гвардейский дивизион по железной дороге был переброшен в Ейск и передан Азовской военной флотилии.

Звёздным часом для гвардейцев на Азовском море стало участие в Керченско-Эльтигенской операции, в которой они особенно отличились в боях за высадку севернее Керчи.

Так, гвардейский бронекатер «БК-81» (командир гвардии старший лейтенант В.Н. Денисов), несмотря на штормовую погоду и ураганный огонь противника, только за первую ночь высадки десанта сделал 6 рейсов. Огнём артиллерии и пулемётов моряки поддерживали десантников, сражавшихся на берегу. 11 ноября при выполнении боевого задания бронекатер погиб вместе со всем экипажем.

В течение четырёх суток умело перебрасывали войска, технику и боезапас гвардейцы бронекатера «БК-33» (командир гвардии старший лейтенант К.И. Воробьёв). Ими было доставлено на Керченский полуостров 1600 военнослужащих, 30 тонн боезапаса, 9 орудий и 15 миномётов.

Беспримерную отвагу и мужество проявил рулевой этого бронекатера гвардии краснофлотец В.Г. Ус. Когда 9 ноября при подходе к месту высадки десанта сильной волной перевернуло плот и груз пошёл на дно, он под непрерывным огнём артиллерии и миномётов противника около 40 раз нырял в ледяную воду, доставая со дна моря ящики с боеприпасами.

Не менее отважно, инициативно и умело действовали экипажи и других гвардейских бронекатеров, а также их соратники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за героизм и отвагу гвардейцам краснофлотцу Виктору Георгиевичу Ус, офицерам Константину Ивановичу Воробьёву и Вячеславу Николаевичу Денисову (посмертно), а также некоторым другим морякам–азовцам было присвоено звание Героев Советского Союза.

С апреля 1944 года гвардейский дивизион входил в состав Керченской бригады бронекатеров Дунайской военной флотилии (ДуВФ). В мае корабли дивизиона вновь по железной дороге были перевезены в Запорожье, по Днепру спустились в устье реки и перешли в Одессу.

В составе ДуВФ гвардейские бронекатера форсировали Днестровский лиман, участвовали в прорыве на Дунай и прошли с боями от Чёрного моря до Вены через Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Чехословакию и Австрию. В одном из боёв гвардейский «БК-71» гвардии лейтенанта Г.К. Прокуса взял в плен румынский миноносец «Сборул».

За особые отличия в период боёв за освобождение столицы Югославии приказом Верховного Главнокомандующего от 14 ноября 1944 года дивизиону было присвоено почётное наименование Белградского.

В апреле 1945 года в боях за Вену, в районе Гайнбурга, экипаж «БК-162» под командованием гвардии лейтенанта Бориса Фёдоровича Балева только за два дня отразил семь налётов авиации противника, переправил 2188 бойцов с вооружением и боезапасом, четыре танка и 17 САУ, 38 единиц автотранспорта с грузами, 12 орудий, 20 лошадей с повозками, пять тонн продуктов и боеприпасов.

«Совершая боевой переход из Будапешта под Вену, идя головным, тов. Балев смело и мужественно провёл свой катер и весь отряд по неизведанному и заминированному фарватеру», – отмечал 16 апреля командир дивизиона гвардии капитан-лейтенант С.И. Барботько в представлении гвардии лейтенанта Б.Ф. Балева к ордену Отечественной войны 2-й степени.

В том, что бригада, в состав которой входил гвардейский дивизион, за взятие столицы Австрии 17 мая 1945 года получила почётное наименование Венской, немалая заслуга и экипажа «БК-162».

До 1953 года дивизион базировался в Вене, в которой, благодаря высаженному моряками ДуВФ десанту, фашистам не удалось взорвать единственный неповреждённый Имперский мост через Дунай. С учётом этого обстоятельства, австрийцы собрали средства и установили памятник с высеченными золотом в чёрном граните словами: «Героям десантникам, морякам-гвардейцам от жителей благодарной Вены!» (К слову, в составе десанта на Имперский мост участвовал моряк  ДуВФ Георгий Юматов, ставший впоследствии известным киноартистом – авт.).

Затем дивизион был передислоцирован в Измаил и в 1961 году расформирован. В 1968 году гвардейское звание дивизиона бронекатеров было передано дивизиону артиллерийских кораблей ЧФ. А в настоящее время это – 327-й гвардейский Белградский дивизион артиллерийских кораблей 73-й гвардейской бригады кораблей охраны водного района Каспийской флотилии.

В мае 2018 года три артиллерийских бронекатера из этого дивизиона перешли по Волго-Донскому каналу в Керчь. Произошло это после мартовского инцидента с захватом украинскими пограничниками российского рыболовного сейнера «Норд»…

Алексей Буглак, капитан 1 ранга в отставке, председатель Ейского отделения Российского военно-исторического общества