В 1889 году учитель Александровского училища Егор Фёдорович Передельский так описывал ремесленную и кустарную промышленность Ейска: «Все ремесленники города разделяются на 44 отдельные группы… Всего лиц, занимающихся ремёслами, если считать взрослых и учеников, — 1023 человека, или 4,5 процента всего населения».

Дальше автор приводит сведения о местных и пришлых мастерах, полученные им в ремесленной управе Ейска. Очень любопытный список. Там значатся 10 булочников, 38 портных, 10 шубников, 10 шапочников, 82 сапожника, 10 колёсников, восемь бондарей, пять печников, 59 столяров, пять медников, пять шорников, 68 кузнецов и один лудильщик, три переплётчика, три стекольщика, три часовых дел мастера, пять слесарей, 15 дрожечников, один резчик печатей, два колбасника, пять сундучников, один золотых дел мастер, девять мельничных строителей, 18 башмачников, три каретчика, девять маляров, один позолотчик по дереву, пять цирульников, один карамельщик и один пряничник, 11 кровельщиков, два полстовала (мастер по валянию войлока), два подшкурщика мехов, пять рамщиков и по одному:  судостроитель, токарь, живописец, гребенщик, ситник, свечник восковых свечей, линейщик, резчик по дереву, чеканщик. Это только мастера, без подмастерьев и учеников.

Больше всего ремесленников было занято изготовлением изделий из кожи, дерева, металла.

Сапожники и башмачники шили обувь на заказ и для  продажи на базаре. И хотя в Ейске в те годы четыре магазина торговали привозной обувью, на изделия местных мастеров был устойчивый спрос среди городских мещан и окрестных станичников. Большие мастерские ежегодно к весне «работали» сапоги-заброды для рыболовных заводов.

Столяры основной доход получали от изготовления веялок. В урожайном 1887 году было продано до 1500 веялок. Но поскольку спрос на них был сезонным, то в остальное время деревянных дел мастера изготавливали простую мебель для ейских обывателей — столы, стулья, кровати, комоды. Иногда на заказ, а чаще просто для продажи. Главными покупателями были отцы взрослых дочерей, готовившие им приданое для замужества.

Металлические части для веялок, а также плуги, подходившие для обработки местной почвы, изготавливали ейские кузнецы. К ним обращались, если нужно было подковать лошадь, заменить ось или насадить железный обод на колесо брички. Позже зажиточные горожане стали украшать свои дома причудливыми козырьками и решётками, придавая каждому особняку своё, неповторимое, лицо. Их, как и кованые ограждения, тоже делали местные мастера. 

Одну из первых кузниц в Ейске построил в 1851 году Козьма Шубин. Город заботился о развитии ремёсел. В Александровском училище было открыто ремесленное отделение. Но большинство ремесленников училось по старинке — у мастеров, проходя путь от ученика до подмастерья и мастера.

Спустя полтора столетия многие ремёсла живы в Ейске. Ейчане по-прежнему шьют на заказ обувь, одежду, открываются всё новые парикмахерские (в конце XIX века в ремесленной управе числилось всего 5 «цирульников»), хватает работы у столяров и кузнецов. 

Но сегодня большинство нужных нам в быту товаров даёт массовое высокотехнологичное производство. А мастера-одиночки перешли, скорее, в разряд художников. Их изделия ручной работы — это настоящие образцы декоративно-прикладного искусства. Для его развития в Ейске много делает творческое объединение художников и мастеров народных искусств «Арт-аллея».

Елена Болотникова занимается керамикой. Она художник-оформитель, училась в Москве на курсах гончарного мастерства, создала в Ейске свою художественную мастерскую. Работает  в  технике «чернолощение» — это старинный метод обработки глиняных изделий. Изготавливает крынки разного размера, чайники, кружки, горшки, кукол, скульптурки. Участвует в районных, краевых, российских выставках.

Агнешка Новицкая шьёт обувь. Инженер-технолог по образованию, свободный художник по духу, она училась и работала в Санкт-Петербурге, а в Ейск приехала к старенькой бабушке пятнадцать лет назад. Сама себя называет фрилансером. Принимает заказы на сценическую одежду и обувь, есть и среди горожан постоянные заказчики. «Все делаю, что делается», — говорит мастер.

Кузнец Александр Довгаль, механик по образованию, учился ремеслу у своего дяди, Аркадия Митрофановича Довгаля. Того в городе знали как Аркашу Металлиста. Всю жизнь проработал он в Ейске на кирпичном заводе. Сам делал и ремонтировал станки для него и на заказ для других предприятий. Кузнечное дело было и увлечением, и подспорьем. А теперь уже Александру заказывают из Ейска, Щербиновского, Староминского, Каневского, Калининского районов, из Краснодара разные кованые изделия для украшения территорий и интерьеров зданий.

Светлана Занина