Эта часть истории началась четыре года назад, когда в небольшом столярном цехе отмечали день рождения одного из рабочих. В углу площадки стоял старый развалившийся мотоцикл. Как повернулась беседа – Слава Троянов уже не помнит, но возник спор – можно ли вообще завести старое проржавевшее “ничейное” транспортное средство. Слава его завел. “Тебя послушалось – значит твое. Завел – забирай”, – резюмировал начальник цеха и порадовался, что избавится от хлама, загромождавшего территорию.

Слава пригнал мотоцикл в свой двор. Наутро, осмотрев трофей, убедился, что завести его можно, но ездить на нем нельзя. И, посмотрев на рассыпающуюся технику, вдруг решил: почему бы не сделать собственный мотоцикл на основе старого, но абсолютно новый? Сын Славы, тоже Слава, выслушал отца и нарисовал на бумаге “свой мотоцикл”. Отец Славы, Юрий Федорович, посмотрел на старый хлам, потом на рисунок внука и решил, что вытачивать детали для дизайнерских изысков придется самому – таких нигде не купить.

Так из мужской пьянки, рисунков подростка и опыта деда началось семейное увлечение. В этот день родилась неформальная производственная марка “Два Славы и Юра”, объединившая три поколения семьи Трояновых.

Первенец

Первый мотоцикл назывался “Илья Муромец”. Но, как к первенцу, отношение у “родителей” к нему особенное, нежное. В семейном кругу грозное богатырское имя не употребляется. Первенец называется “Илюша”.

– На нем мы только учились, переделывали не один раз, – говорит Слава.

– Мотоцикл – не ребенок, исправить всегда можно, – подтверждает Слава-младший. Его папа согласно кивает, хотя кажется, что желание исправить или переделать своего сына у него никогда не возникало.

Токарь, столяр и компьютерщик

Патриарх “фирмы” – Юрий Федорович. Ему 80 лет. Окончил ремесленное училище и всю жизнь проработал токарем. Все токарное, фрезерное, расточное производство – его рук дело. Он же учит следующие поколения тонкостям работы в кузнице. “В Интернете можно найти много про изобретения, механику, узлы мотоциклов, но вот кузнечные работы – это уже дело, которое в сети не изучишь. Только руками. Батя молодец, всему учит”, – отдает должное вкладу отца Слава-старший.

Сам Слава – столяр. Но всю жизнь тянулся к металлу. “У него запах другой, родной, приятный…”, – мечтательно тянет он и машинально нежно гладит небольшой обрезок стального уголка.

“Работал бы с металлом, тянулся бы к дереву”, – снижает градус романтической восторженности его сын. – Вечно тебе чего-то не хватает. Слава-младший учится в педагогическом училище, будущий преподаватель информатики. Назидательные нотки уже чувствуются в его голосе.

“Главный идеолог, продюсер, менеджер проектов – он. Я только руками работаю. Головой больше он. Дед – главный технолог”, – говорит Слава-старший. – Мы хорошая команда”.

– А как мама относится к мужскому хобби? Все-таки шум, гам, бензином пахнет, железом стучите в маленьком дворе…

– Мама относится спокойно. Как только мы к железкам уходим, она в комнате садится и картины вышивает, – говорит Слава и демонстрирует вышитые полотна: пейзажи, натюрморты, фантастические цветы. Ими завешан весь дом.

– На продажу туристам?

– Зачем? – изумляется Слава. – Пусть дома висят. Красиво, правда?

Действительно, все это очень красиво и необычно.

Между первым

и вторым

Вторая модель “Двух Слав и Юрия” – “Фантом”. Хотя первое имя, которое приходит на ум, когда глядишь на эту модель, – “Капелька”. Необычной изогнутой каплей выглядят бензобак, крылья, сиденье.

– Дизайн – дело последнее, – поддевает сына Слава-старший. – Это как губы накрасить.

Идея нового мотоцикла рождается целиком, он сразу видится весь. Рисуется эскиз, небольшие расчеты – и приступаем к работе. Производство начинается с колеса. Потом – двигатель, затем – рама.

Все изучается методом “научного тыка”. Не получилось – переделываем. Все модели в постоянной доработке. Выехали на байк-слет, послушали советы и комментарии опытных мотоциклистов – и модель поступает в переделку. От замысла до изготовления мотоцикл преображается до неузнаваемости. Мотоцикл никогда не выглядит так, как задумывался”.

Родом из детства

Третьей моделью “Двух Слав и Юрия” стал трицикл, или, как его называют байкеры, “трайк”. Модель “Паук” сделана из старого “Запорожца”. Главный дизайнерский изыск – весь трицикл оплетен сетью, сваренной из тонкой черной проволоки.

– Все мы начинаем с трехколесных велосипедов, – убежден Слава. – Сесть на трайк – как в детство вернуться.

От идеи до исполнения уходит около года. Слава младший как настоящий менеджер ворчит на исполнителя – собственного отца: “Полгода, год… Как байк-слет подходит, так начинаешь работать как ошпаренный, за две недели делаешь то, что год делать надо. Потом опять все становится…” Из Славы-младшего выйдет очень суровый начальник.

– Почему чопперы, трициклы, а не спортивные байки?

– Мы приверженцы комфорта. И красоты, и чтобы внимание обращали. Народ посмотрел, удивился – это в кайф. “Золотые мальчики” девчонкам из окон машин свистят, чтобы внимание обратили. А мы не свистим, на нас сами смотрят…

Опора

на собственные силы

У “фирмы” все свое – токарный станок, работающий на мотоциклетном двигателе со сложной коробкой передач, снятой также со старого мотоцикла. Даже кузница своя, собственной конструкции с горном, мехами.

Слава мечтает о гальванике. Ничего на заводах он заказывать не хочет. “Так каждый дурак сделает”, – утверждает “работающий руками” Слава.

– А ты не каждый? – задаю я провокационный вопрос.

– Я – не каждый, – парирует изобретатель. – Я дурак особенный.

Такая вот почти северокорейская идеология. Почти чучхе. Только без культа личности.

Деньги и закон

С запчастями проблем нет. Большая часть производится самостоятельно или переделывается из заводских узлов. С “железками” проблем нет. На руках у людей скопилось немало старой техники, в гаражах валяется старый хлам, из которого два Славы и делают “конфетки”. Многие только рады избавиться от железок, спасибо говорят, что вывозим по цене металлолома. Старый «Запорожец», который стал основой для “Паука”, обошелся им в тысячу рублей. “По деньгам” вполне посильное увлечение. Вот только сделать увлечение полностью легальным – уже не по средствам двум Славам.

Проверено на себе

Самое интересное для соседей и знакомых – испытания. “Паук” все время преподносил сюрпризы. Сначала его все время “сносило” влево. Почему-то центровка колес часто нарушалась. “Если бы не столб, на первом же выезде я бы близко познакомился с заводской стеной”, – ухмыляется Слава-старший.

С центровкой справились. На втором выезде к восторгу зрителей и раздражению Славы из трицикла вдруг выпал двигатель. Не должен был упасть, но вывалился. Выставили по горизонтали, вертикали. Закрепили. На третьем выезде – вывалился аккумулятор.

Такая вот проверка боем. Не у каждого бы хватило терпения справиться с капризной моделью. Но Славы довели трайк “до ума”.

– Когда надо приступать к обкатке, сердце начинает стучать, как двигатель, – это настоящий кайф, – убеждает меня владелец транспортного средства, который относительно недавно благодарил столб за то, что он ему попался вместо стены.

Законодательный тупик

Чтобы мотоциклы производственной марки «Два Славы и Федор» стали полноценным транспортным средством, их надо сертифицировать, модифицированные узлы везти на заводы-производители, собранную модель сертифицировать в Подмосковье. Славы не заморачиваются. Тысяч пятьдесят по самым скромным подсчетам. Денег жалко. В Ейском районе в августе проходит традиционный байк-слет, туда они и выезжают в колонне мотоциклистов под присмотром ГИБДД или испытывают на тихих улицах рядом с домом. Этого пока достаточно.

“Хотя руку мы уже набили. Хочется заняться реставрацией старой техники, по станицам еще можно кое-что найти. Денег заработаем на любителях старины, тогда и свои мотоциклы можно будет легальными делать…”, – рисует перспективы Слава-старший.

Сейчас в замыслах Славы-младшего идея нового чоппера. Рабочее название модели – “Пурпурный дым”. “Фирма” торопится. Менеджер и дизайнер проекта Слава-младший осенью должен отдать долг Родине, отправиться в армию. Вряд ли успеют. Но обязательно сделают, рано или поздно.

Борис ГОДЛЕВСКИЙ.

Ейск – город чудаков-изобретателей

Кажется, что по числу изобретателей на тысячу жителей Ейск держит первое место на Кубани, а может быть, и в России.

“Приазовские степи” уже писали о братьях-близнецах, модернизировавших и запустивших в производство подводные мотоциклы, превосходящие по своим характеристикам фирменные аппараты австралийцев и американцев.

Переехавший в Ейск инженер из Санкт-Петербурга начинает строительство собственной подводной лодки.

“Два Славы и Юра” разрабатывают собственные мотоциклы. Они не одни – собственные мотоциклы производит еще один житель города.

Еще один ейчанин строит самолет в собственном дворе. Первая модель получилась неудачной – крылья не выдерживали нагрузку, но следующей весной он рассчитывает подняться в воздух.

Рано утром на улицах города можно увидеть 50-летнего мужчину, который на маленьком самодельном трицикле собственной конструкции, на котором установлен “тюнинговый”, то есть переделанный двигатель, собирает пустые бутылки и жестяные банки. Весь доход от сбора вторсырья он вкладывает в строительство необычного транспортного средства – мототележки, которая должна будет ездить за счет огромного пропеллера, разгоняющего воздух.

Еще один из “новых” ейчан, недавно переехавших в город, производит старинное метательное оружие – луки и арбалеты. Обо всех этих чудаках, украшающих собственную жизнь и не дающих другим погружаться в быт и рутину, читайте в следующих номерах.