С большим интересом прочитал статью «Краснознамёнцы» («ПС» 13.09.2018 г.). Спасибо, что нашли возможность опубликовать материал о столетнем юбилее не только самого первого советского, но и, без преувеличения, самого уважаемого в военной среде до сих пор ордена.     

А в подтверждение приведу такой пример.

У нас в штабе объединения ПЛА (а мне посчастливилось более двадцати лет служить на первой Краснознамённой флотилии ПЛА Краснознамённого Северного флота – авт.) флагманским ракетчиком служил капитан 1 ранга Геннадий Михайлович Яковлев. Ещё в бытность командиром ракетной боевой части (БЧ-2) ТРПКСН «ТК-208» проекта 941 (знаменитой «Акулы» – самого большого в мире подводного атомохода – авт.) он был награждён орденом Красного Знамени – за мужество и высокий профессионализм, проявленные при освоении нового ракетного оружия для тяжёлых атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.

Так вот, советский орден Красного Знамени – в знак исключительного к нему уважения! – офицер Г. Яковлев на парадной тужурке всегда принципиально носил впереди российских орденов «За военные заслуги» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. И знаю, что он такой не один…

Ныне на территории Ейского района проживает не мало тех, кто в разные годы, в различных званиях и должностях проходил службу на подводных атомоходах. Некоторым из них, служившим в «перволинейных» экипажах на Северном флоте,  довелось не раз «ходить подо льды».

Потому что каждая североморская атомарина из состава сил постоянной готовности в обязательном порядке отрабатывала в числе других и задачи плавания под паковыми льдами и всплытия в разводьях и полыньях. И в этой связи хотелось бы напомнить собратьям по прочному корпусу, а также поведать читателям ещё об одном славном юбилее, дополняющем вышеназванную статью.

29 сентября исполнилось 55 лет со дня первого в мире всплытия точно в географической точке Северного полюса советской ПЛА «К-181», входившей в состав нашей флотилии.

ТТХ ПЛА «К-181» Проект 627А. Водоизмещение: 3101 т надводное, 4750 т подводное. Длина – 107,4 м, ширина – 7,9 м, осадка – 5,7 м. Скорость: 15 уз. – надводная, до 30 уз. – подводная. Глубина: рабочая – 240 м, предельная – 300 м. Вооружение: 8 ТАТА 533-мм, 20 торпед. Экипаж – 110 чел. Силовая установка – два ядерных реактора по 70 мВт. Мощность на валу: 2Х 17500 л.с.

Именно  с учётом в первую очередь этого легендарного похода, а также других заслуг экипажа (например, в 1965 году эта ПЛА впервые осуществила удачный поиск и длительное слежение за ударным американским авианосцем «Саратога» – авт.), атомоход «К-181» в феврале 1968 года был награждён орденом Красного Знамени. Первым из боевых кораблей ВМФ СССР в послевоенное время!

Поход «К-181», начавшийся 25 сентября, продолжался более 9 суток. Было пройдено около 3470 морских миль, из них более 1800 миль за 107 часов – в сложных условиях подлёдного плавания.

Следует   отметить,  что  годом  раньше  первая  отечественная ПЛА «К-3», получившая после похода почётное наименование «Ленинский Комсомол»,  уже проходила подо льдами полюс, но всплыть на «макушке Земли» ей не удалось – не нашлось полыньи. Не смогли раньше это сделать и американцы.

А в этот раз подводникам–«сысоевцам» повезло. «Приледнение проходит спокойно, неощутимо, без толчка. Лишь в центральном посту слышен шелест продавливаемого боевой рубкой тонкого льда (около 40 см – авт.), которым была затянута полынья», – так вспоминал то историческое всплытие командовавший экипажем «К-181» капитан 2 ранга Юрий Александрович Сысоев, впоследствии ставший крупным военачальником и «трёхзвёздным» адмиралом (воинское звание, равное общевойсковому званию «генерал-полковник» – авт.).

Тогда, 29 сентября 1963 года, в вахтенный журнал субмарины были занесены данные первых после всплытия  замеров: температура воздуха – минус 16 градусов, атмосферное давление – 750 мм, температура забортной воды – плюс 1,5 градуса, под килем – 4250 м. Время всплытия – 06 час. 45 мин., московское. (Кстати, о точности  цифр. 2 августа 2007 года впервые в мире на дне Северного Ледовитого океана в точке Северного полюса – на глубине 4261 м и 4302 м! – побывали два российских глубоководных обитаемых аппарата «Мир-1» и «Мир-2» – авт.).

После всплытия атомохода был спущен трап и личному составу разрешён сход на «берег». В точке пересечения всех меридианов наши подводники впервые водрузили Государственный и Военно-морской флаг СССР, провели митинг. Незабываемым на всю жизнь стал для них и футбольный матч на вершине планеты.  

А когда члены экипажа возвращались на подлодку, произошёл в какой-то мере и чрезвычайный, и курьёзный случай: штурман (командир БЧ-1) ПЛА капитан-лейтенант Виктор Храмцов… упал с трапа в воду! Его, конечно же, быстро вытащили, и он, конечно же, утверждал, что всё произошло  случайно – якобы поскользнулся. Но некоторые из его товарищей рассказывали, что Храмцов сумел таким образом выиграть заключённое ранее пари: «Всё равно первым искупаюсь на полюсе!»

Как бы то ни было, но 29 сентября 1963 года он, наш соотечественник подводник-североморец Виктор Михайлович Храмцов, стал первым в мире человеком, «искупавшимся» на Северном полюсе. Событие, достойное Книги рекордов Гиннесса!

Высокоширотный поход с покорением Северного полюса был новым шагом в освоении Арктики и демонстрацией возможностей советского подводного судостроения. Да и вопросом престижа тоже. Потому при подготовке подлодки предпринимались соответствующие меры. В частности, было усилено ограждение корпуса рубки; установлено два комплекта акустических эхоледомеров, позволяющих из глубины с большой точностью измерять расстояние до льда и его толщину. А также телевизионная аппаратура – чтобы рассматривать ледовую поверхность в подводном положении.

Кроме того, был установлен новейший всеширотный навигационный комплекс и взяты «ледовые» торпеды для проделывания полыньи в случае необходимости экстренного всплытия ПЛА в нештатной ситуации (к счастью, они не пригодились – авт.).

Все задачи похода были выполнены. Особо следует подчеркнуть, что достижение советскими подлодками полюса не было самоцелью. Конечно, это престижно. Но всё это было необходимо, в первую очередь, для того, чтобы лишить ВМС США права быть «монопольными властителями подлёдных глубин».

Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру «К-181» капитану 2 ранга Ю.А. Сысоеву было присвоено звание Героя Советского Союза, многие участники похода (на борту, кроме членов экипажа, были представители командования, НИИ, промышленности и СМИ – всего 124 человека – авт.) удостоились орденов и медалей. Капитан-лейтенант В. Храмцов (к слову, впоследствии дослуживший до звания вице-адмирала и должности командующего флотилией ПЛА – авт.) за свой высокий профессионализм – как штурман, приведший атомоход «тютелька в тютельку»  на полюс, был награждён орденом Красного Знамени.

Тогда же, 55 лет назад, в сентябре 1963 года, две наши ПЛА – торпедная «К-115» пр. 627А (командир – капитан 2 ранга И. Дубяга) и  ракетная «К-178» пр. 658М (командир – капитан 1 ранга А. Михайловский) впервые совершили переходы подо льдами с Северного флота через Берингов пролив на Тихоокеанский флот.

Алексей Северцев,ветеран-подводник Северного флота