Историю её жизни можно читать, как книгу из трёх глав: в первой рассказывается о беззаботной школьной жизни и первом испытании – преподавании в школе Чеченской Республики, во второй – о более чем тридцатилетнем стаже работы учителем начальных классов в школах посёлка Моревка, а заключительная глава повествует о жизни вне школьных стен.

«Ещё будучи старшеклассницей очень любила замещать учителей младших классов, – начала Антонина Янчина. – После десятого класса я пошла учиться на педагога. Позже меня и трёх подруг-одноклассниц направили работать в Чечню (Ножай-Юртовский район), учить детишек русскому языку, математике… Мы, тогда 18-летние девочки без опыта работы и не знавшие вовсе чеченского языка, с утра до вечера в две смены работали на износ. В классах было по 30-40 детей, и учителей на всех не хватало. Почти все ребятишки не знали русского, приходилось объяснять жестами, по картинкам. В моём классе была одна девочка, которая более-менее понимала по-русски, она очень помогала мне и переводила своим одноклассникам всё, что я говорила и писала на доске. Местные жители всегда относились к нам с уважением, например, когда с девочками заходили в магазин, никогда не стояли в очереди. Очень не хватало хлеба, да что там говорить, его там вовсе не было, мы писали родне: «Пришлите нам хоть сухарей».

Этот четырёхлетний период в жизни Антонина Михайловна считает настоящим испытанием в жизни. В 1967-м из-за серьёзной болезни её отправляют в центральную больницу города Грозного. «Помню, все врачи столпились надо мной и не знали, что делать. Один определил «подозрение на аппендицит», другой не решался этот диагноз подтвердить. А главный врач сказал: «Молодая ты, казачка, поезжай домой, иначе тебя тут зарежут». Хирурги были неопытные, не знали, что со мной делать, и отправили домой. Как оказалось, это был печёночный приступ. Ейские врачи поставили меня на ноги, а позже мне предложили работу в начальной школе № 21 посёлка Моревка. Как помню, это было 15 августа 1967 года. В тот день моя жизнь кардинально изменилась. Другие дети, другая система образования – началась новая жизнь. На протяжении десяти лет я преподавала деткам из малокомплектных классов. В 1977 году в Моревке открылась новая школа № 10, до 2005 года я проработала в ней учителем начальных классов. Выучила много хороших деток, медалистов, до сих пор помню каждого в лицо. Когда вышла на пенсию, подолгу плакала, – было тяжело привыкнуть, что больше не нужно каждое утро приходить в класс и видеть лица своих любимых детей. Бывало, пройду мимо школы, и душа заболит, зайду, а там всё такое родное. Когда скучаю, открываю альбом и смотрю фотографии», – рассказала Антонина Янчина.

На этой ноте я не могла не попросить свою собеседницу показать эти заветные фотографии. Листая страницы альбома, Антонина Михайловна рассказывала мне о каждом классе. Для меня было таким удивлением, что она знает годы рождения и выпуска каждого своего ученика: «По сей день ко мне в гости приходят любимые ученики, а любимые они у меня все! Ежегодно поздравляют с 1 сентября, Днём учителя, днём рождения, Новым годом».

На мой вопрос о том, что самое главное в работе учителя, Антонина Янчина ответила: «Главное – любить детей. Если этого нет, то вам никогда не стать педагогом».  Вспомнилась притча о крылатом ученике, где мудрец говорит учителю: «…Если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым». А ведь и вправду, именно учителя дарят детям крылья.

София Каширская