Постановление Совета Министров СССР от 1 июля 1954 года восстановило совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954-55 учебного года. И хотя раздельное обучение было не во всех школах, тем не менее, это решение вызвало волну одобрения, как у школьников, так у родителей и педагогов. В этом же году правительством было принято постановление и об обязательном ношении формы.

В средней школе форму ввели уже после войны, в 1948 году. Школьная форма этого года во многом копировала форму классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. Форма была платной, для мальчиков по объективным причинам стоила дороже, им необходимы были ремни, пряжки, крабы на фуражках и т.д. Её приобретали родители учащихся за свой счёт. Введение состоялось не единовременно, а постепенно — от младших классов и непосредственно первоклассников с 1 сентября 1948 года к старшим классам. В 1954 году были произведены некоторые изменения в форме для мальчиков. Так гимнастёрки стали синими, многие школьники старших классов донашивали и серые, и серо-синие. Фуражки нового образца стали похожи на дореволюционные гимназические — околыш и тулья синие, выпушки белые, арматура посеребренная. Строгое соблюдение школьной формы осуществлялось только в крупных городах. В провинции ношение формы было часто невозможным, особенно для молодых людей, как из-за дефицита самой формы (промышленность здесь не всегда справлялась), так и из-за отсутствия средств у населения для покупки и пошива формы. С формой для девочек было проще — школьное платье было легкодоступно и в кустарном, и в домашнем производстве при наличии необходимых тканей. Ейский торг сильно критиковали за то, что не запаслись даже самым необходимым к новому учебному году: обувью, брюками и рубашками для мальчиков. И даже школьный базар не провели. В отличие от 1953 года.

Только за один день

Работники ейского магазина Книготорга  регулярно проводили книжные базары. «У прилавков всегда многолюдно. Помогают  добровольцы-книгоноши, среди которых много пионеров города. В апреле 1954 года на таком базаре в ст. Ясенская Переправа у столиков с самого утра собралось много станичников. Заведующая книжным отделом магазина Васильева умело организовала работу, и за три часа было распродано около 1500 экземпляров. Здесь каждый покупатель смог подобрать себе нужную книгу», – писали в газете.

Не менее успешно трудились и ейские почтовики. В январе 1954 года за один день Ейской конторой связи получено и доставлено адресатам и подписчикам 11 тысяч писем, 409 почтовых переводов, 144 посылки, 14 тысяч газет и около 600 журналов. И это не единичный случай. 6 мая этого же года получено и доставлено адресатам 8134 письма, вручено подписчикам 13 272 газеты и журнала. Передано и принято 1300 телеграмм.

 Только за 8 мая 1954 года Ейский горпищекомбинат выпустил и передал в торговую сеть 1300 килограммов кондитерских изделий: 600 килограммов карамели и 700 килограммов печенья «Дорожное».

Транспорт

Главной транспортной магистралью Ейска в XX веке стала железная дорога. По ней не только перевозили сотни грузов, но и тысячи пассажиров. Начиная с 18 июня 1954 года, из города ежедневно отправлялся прямой спальный жёсткий вагон «Ейск — Москва» (состав, к которому этот вагон прицепляли, формировался на станции Староминская). В 1956-м завершили строительство нового железнодорожного вокзала и благоустроили привокзальную площадь, позднее она стала называться площадью им. Ю.А. Гагарина.

Появились в городе и новые автобусные маршруты. С 20 июня 1954 года открылась линия Нефтебаза-Зеленстрой. Здесь курсировали два автобуса. Маршрут проходил через весь город и обслуживал окраинные улицы. На трассу Ейск–Широчанка вышли два многоместных «ЗИС-155». Понимая, что по воскресеньям количество едущих на пляж увеличивалось, в выходные на направление ул. Щербиновская–пляж добавили дополнительные машины. Обслуживала все маршруты автоколонна № 106. Уже в начале июля этого же года пришлось изменить таблички на автобусах с указанием маршрута. Так как улицу Щербиновскую переименовали «в честь выдающегося государственного деятеля и полководца Богдана Хмельницкого» к 300-летию воссоединения Украины с Россией.

Курорт

Ейск развивался и как курорт. В мае 1950 года в городе начал функционировать детский санаторий, рассчитанный на 75 детей, больных полиомиелитом. Позже стал заниматься детьми с церебральным параличом. В санатории применялась новая методика, разработанная ленинградским детским ортопедическим институтом им. Г.И. Турнера. Коллектив курорта вёл научно-исследовательскую работу совместно с ростовским медицинским институтом при участии профессоров Гордиенко и Никольского, заслуженного деятеля науки, профессора Губарева.

Едва начинался лечебный сезон, как на ейский курорт устремлялись сотни пациентов. Так, в феврале всего за несколько дней из разных уголков СССР приехали 170 человек. За четыре года (1950-1954) на курорте пролечились и отдохнули 14 тысяч человек. К концу 1950-х пропускная способность курорта Ейск заметно увеличилась — в 1959 году здесь получили лечение 9500 пациентов.

Количество жителей города росло с каждым годом. В 1955-м в Ейске проживали 55 000 человек, тогда как в 1946-м горожан было на 15 000 меньше.

Ирина Найденова, заведующая научно-экспозиционным отделом ейского историко-краеведческого музея