В каждой семье передаются из уст в уста различные семейные истории, порой легендарного характера, и бывает трудно отличить правду от вымысла.

Иногда легенды перекочёвывают на страницы прессы, книг, интернета и становятся «историческими источниками». Бум по изучению истории своей семьи начался с середины 90-х годов ХХ века, когда двери архивов открылись для исследователей. Хочется сразу указать на важный факт – муниципальные архивы не занимаются поиском родственников и составлением родословных, они только собирают, сохраняют и используют исторические документы в интересах общества и государства. Поэтому исследователи занимаются историей своей семьи самостоятельно, а для этого требуются особые знания, терпение, время, а порой и удача.

В 2013 и 2015 годах в город Ейск приезжал со своей семьёй правнук ейского купца Федота Лопаты – внук его старшего сына, который в 1920 году уехал из Ейска, а в 30-е годы работал начальником милиции в городе Шуе Ивановской области. Ф. Лопата знаменит тем, что построил себе дом на углу улиц Коммунаров и Мира, принадлежащий ныне Ейской межрайонной прокуратуре. В бытность его директором городского Общественного банка для этого учреждения в центре города было построено прекрасное здание, в котором сейчас находятся администрации Ейского района и города Ейска. Приехавшие потомки ейского купца пытались найти своих родственников – детей дочери Ф. Лопаты Валентины, связь с которыми прервалась в середине 30-х годов, но никакой информации о них не нашли. Они знали только то, что их предок был купцом и директором банка в Ейске. Посетив муниципальный архив, потомки Лопаты узнали много интересной информации об истории своей семьи. Для них было открытием, что некоторые представители семей купцов Лопата, Бондаревых, Обертасов, Лахно, Струцких, Безуглых, Морозовых и мещан Михайличенко, Горбатенко были потомками купца 2-й гильдии Ефима Ивановича Норенко (1788-1888), который выгодно женил и выдал замуж своих детей и внуков за представителей состоятельных семей города Ейска. По этому поводу в газете «Совет Приазовья» в августе 2013 года была опубликована статья «Ейск исторический – по следам ейского купечества». Представители этих семей, их родственники и свойственники активно принимали участие в экономической и политической жизни города Ейска конца XIX – начала XX веков. Они были не только предпринимателями и землевладельцами, но и гласными Ейской городской Думы, а на рубеже веков представители этих ейских семей имели более половины мест в городской Думе. У них было решающее слово в выборах городской Управы, директора городского Общественного банка и городского Головы, и поэтому именно они влияли на принятие решений по жизненно важным вопросам. Всё это выходит за рамки «семейной истории», которая, как часто бывает, интересна только представителям конкретной семьи. В данном случае такое исследование относится к «социальной генеалогии» и «социальной истории», которые изучают влияние родственных и деловых связей на общественную, экономическую и политическую жизнь города, региона, страны. А источником ему служат различные архивные документы: метрические книги, ревизские сказки, журналы заседаний городской Думы, полицейские рапорты, переписка, газеты, справочники и т.д.

Хотелось бы напомнить наиболее знаменитых в своё время, но теперь уже забытых потомков Е.И. Норенко, его правнуков:

– Василия Константиновича Бондарева (1873 – ум. после 1920), купца 2-й гильдии, землевладельца, гласного ейской городской Думы, одного из директоров Ейской железной дороги, владельца около 1/3 всех портовых складов в Ейском порту, брата жены Ф. Лопаты;

– Василия Матвеевича Норенко (1885-1933), известного под псевдонимом Кухаренко, руководителя восстания против «белых» в 1920 году, на здании школы № 5 висит памятная табличка, которая напоминает об этом восстании, его именем названа одна из улиц города Ейска – улица Кухаренко;

– Ивана Лукича Обертаса (1902-1985) – двоюродного племянника двух предыдущих, полковника, члена Союза журналистов СССР, автора книг о гражданской войне «Командарм Федько», «Начдив Двадцатой Великанов» и многих повестей и рассказов.

На протяжении 10 лет в ейском муниципальном архиве работали многие исследователи не только из России, но также из ФРГ, Украины, что позволило составить небольшой «архив родословных». Некоторые из них издали книги, посвящённые историям их семей. Так в 2011 году А. Кочергина и В. Козлов написали книгу «С семейными фотографиями. Кочергины и Житняки. Молодые Козловы», а в 2012 году кандидат военных наук А.В. Ничиков издал брошюру «Ничиковы из Ейска», в основу этих печатных изданий легли документы различных архивов. Но большинство исследователей ограничиваются простой распечаткой своих изысканий только для своей семьи.

В муниципальный архив с запросами часто обращаются исследователи с целью восстановить свою родословную и рассказывают свою семейную историю, что их «предки были богатыми, купцами или дворянами». И, как часто бывает, они быстро разочаровываются, а семейные легенды рушатся, как карточный домик, когда документы говорят об обратном. Так произошло и на этот раз. В июне этого года в МКУ «Архив» пришло сразу два запроса об уточняющих сведениях, касающихся предков по матери известной дагестанской писательницы Мариам Ибрагимовой (1918-1993), которые проживали в городе Ейске. Всего из печати вышло 15 томов её произведений. Особенно знаменит в Дагестане её роман «Имам Шамиль», рассказывающий о периоде Кавказской войны 1817-1864 годов и отражающий взгляд горцев на эти события. В 2018 году по случаю 100-летия со дня рождения Мариам Ибрагимовой пройдут праздничные мероприятия на Кубани, Ставрополье и в Дагестане. Вызвало удивление, что в ряде интернет-изданий и книг утверждалось, что предки Мариам Ибрагимовой происходят от декабристов – дворян Пущиных, проживавших в городе Ейске. Правда, здесь имеются разночтения. По первой версии, взятой из интернета, Мариам Ибрагимова – правнучка Ивана Ивановича Пущина (1798-1859), декабриста и лицейского друга А.С. Пушкина. По второй версии, изложенной в книге Р. Ибрагимбекова «Мариам. Талант, соединённый будущим», мы читаем: «По дошедшим до нас источникам, прапрадедом Мариам Ибрагимовой был Василий Пущин, бригадный генерал, член Южного общества, один из организаторов восстания Черниговского полка в январе 1826 года… Василий Пущин, был осуждён и сослан на Кавказ. После себя оставил многочисленное потомство, большая часть которого до революции проживала в Ейске». А вот, что пишет сама М. Ибрагимова в книге «Тебе, мой сын. Роман-завещание»: «…Бабушка моя по материнской линии – Елена Васильевна – происходила из старинного дворянского рода Пущиных. А род Пущиных на Руси был один. У Ивана Ивановича Пущина, адмирала императрицы Екатерины Великой, было два сына: Иван и Михаил. Иван, кстати, друг Александра Пушкина, был бездетным. У Михаила же семья была многодетная. Оба брата – декабристы. Только Иван – член Северного (в Петербурге), а Михаил – Южного (на Украине) общества декабристов. Именно Михаил после поражения восстания в начале 1826 года был сослан на Кавказ. Разобраться до конца в генеалогической ветви этого рода мне не удалось потому, что слишком поздно заинтересовалась ею: мама была отягощена старческим склерозом, а последний отпрыск рода – Иван Иванович Пущин, проживавший на Кубани в станице Уманской, начисто пропил память, из его отрывочных сведений толком ничего понять было нельзя…От мамы стало известно, что происходит она из древнего рода Василия Пущина. Её дед, а мой прадед Василий Васильевич Пущин был женат на мещанке Пачинцевой».

В ряде изданий приводится фотокопия выписки из метрической книги за 1895 год о рождении и крещении матери Мариам – Прасковьи, родителями которой были Пётр Степанович Гавря и Елена Васильевна, там же ошибочно подписана расшифровка выписки – место рождения город Ейск, таинство крещения совершил священник Александр Бровкович. Священник Александр Бровкович не мог совершить крещение Прасковьи Гавря в Ейске, так как в 1890-е годы он был священником в станице Каневской, а запись о её рождении в метрических книгах города Ейска отсутствует. Изучение различных версий о происхождении М. Ибрагимовой предоставим читателям, поскольку все они имеются в интернете.

В Ейске до установления Советской власти согласно имеющимся архивным документам, действительно проживали дворяне, но они составляли незначительный процент от жителей города. Большинство из них были различными чиновниками, временно проживающими в городе по долгу службы. Были и дворяне, которые десятилетиями жили на ейской земле: Катины-Ярцевы (рязанские дворяне), Некрасовы (в Российской империи было несколько дворянских родов различного происхождения), Чернышевы (дворяне, выходцы из казаков станицы Ясенской, среди них был академик Борис Исидорович Чернышев (1888-1950), женатый на представительнице рода Лахно). Можно с уверенностью сказать, что дворяне Пущины в городе Ейске никогда не проживали, потому что в метрических книгах и других архивных документах встречаются только Пущины из сословия мещан.

Кстати, вот уже около 10 лет различные представители семьи ейских мещан Пущиных, переселенцев из Тамбовской губернии, занимаются исследованием истории своей семьи в различных архивах Ростовской и Воронежской областей, Краснодарского края. Несмотря на то, что они проживают в разных местах – на Дону, Кубани, в Донецкой области Украины, им совместно удалось собрать огромный материал по истории рода Пущиных.

Не будем вступать в дискуссию со сторонниками легенды о дворянстве ейских Пущиных, а обратимся к документам ейского муниципального архива. В метрической книге Николаевской церкви города Ейска за 1888 год имеется запись о бракосочетании ейского мещанина Петра Стефановича Гавря и ейской мещанки Елены Васильевны Пущиной (бабушки Мариам). Эта рукописная запись ставит точку на всей этой истории, тиражируемой не одно десятилетие.

И так, родословную известной дагестанской писательницы будем считать восстановленной – Мариам Ибрагимова всё равно остаётся потомком ейчан, мещан Пущиных и Гавря. Исследователи творчества Ибрагимовой будут разочарованы, в 100-летний юбилей придётся корректировать информацию о её биографии.

Поэтому историки-архивисты всегда с осторожностью относятся к «семейным историям» и ответственно подходят к вопросу исследований родословных и публикациям в СМИ на эти темы.

Хочется закончить эту статью словами Воланда, одного из героев знаменитого романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Рукописи не горят».

Сергей Шананин, ведущий специалист МКУ «Архив», член Ейского отделения РОИА