В далёком 1982 году предприятие «Почтовый ящик В-2154» запланировало строительство теплотрассы от котельной, расположенной на улице   Краснодарской, 46, до базы отдыха «Белогорье». Причём теплотрасса должна была проходить  по земельным участкам нескольких горожан.

Понятно, что в то время никто у жителей особо не спрашивал разрешения на строительство, к тому же права собственности на землю у граждан великой страны не было по определению. Но чтобы компенсировать создаваемые неудобства, руководство почтового ящика дало  письменное обязательство о подключении близлежащих домов к линии теплоснабжения. Теплотрассу построили, дома подключили. Люди радовались, что не надо тратить деньги на покупку дров (газа тогда ещё не было). Быт граждан существенно облегчился, поскольку центральное отопление освободило жильцов от многих хлопот и забот.

Шли годы. Тарифы на отопление жилья с каждым годом стали расти, как снежный ком. Газификация города позволила оборудовать в домах индивидуальное отопление. И кое-кто из граждан от услуг центрального теплоснабжения отказался, отдав предпочтение обогревательным котлам. 

Надо отметить, что теплотрасса отнимает у владельцев немалый кусок земли. К примеру, на участке пенсионерки Любови Погребняковой она проходит через весь двор, длина 29 метров. Естественно, под трубой земля не используется, хотя налог за неё платится исправно. Труба находится на  высоте около двух метров. И, чтобы пройти в летний домик,  частично приходится идти под трубой. Вызывает у хозяйки участка обеспокоенность и техническое состояние трубы. Эксплуатируется она уже более 30 лет, капитально не ремонтировалась. И постепенно клонится к соседнему дому.

– А если случится авария? – вопрошает пенсионерка Любовь Погребнякова. – Нас же зальёт горячей водой. Из-за того, что труба просела, мы не можем открыть ворота, поскольку она лежит на одной из створок, которая стала своеобразной опорой. Вследствие чего идёт медленная деформация железных ворот, а в скором времени не будет открываться и вторая створка…

Владелица земельного участка обратилась в органы местной власти с соответствующим письмом. Хозяйка земли полагала, что владелец должен внимательно следить за своим имуществом и поддерживать его в нормальном состоянии.

За подписью заместителя главы Ейского городского поселения А.И. Десятниченко пришёл ответ. Он сообщает, что труба служит для транспортировки тепловой энергии  к социально-значимому объекту – средней школе № 5 и ряду других объектов. Далее он информирует о том, что подключение нежилого помещения (летней кухни) выполнено без получения технических условий. Потребление тепловой энергии ведётся пенсионеркой без оплаты, задолженность на март 2018 года составляет 22 тысячи рублей. Последнее предложение в данном письме повергло пенсионерку, образно говоря, в шок. А.Е. Десятниченко сообщил, что если она желает вынести теплотрассу за пределы участка, то должна обратиться за получением технических условий в МУП «Ейские тепловые сети» и произвести перенос теплотрассы за счёт собственных средств.

Закономерно возникает вопрос: а почему именно гражданин должен финансировать перенос трубы, владельцем которой он не является? В связи с этим вспомнился  давний случай. На одном из совещаний в администрации города, а тогда город и район были равнозначными муниципальными образованиями, глава Ейска поставил вопрос о незаконно установленных на муниципальных землях металлических киосках и потребовал убрать их. Помните, на многих улицах стояли  торговые ларьки, отнюдь не украшающие своим внешним видом город. Один из ответственных чиновников, заметил, что сделать это довольно сложно, поскольку у киоска есть хозяин, его надо найти и т.д. Да и куда владельцы будут эти киоски ставить?  На что был получен конкретный ответ: договора на аренду земли с городом нет. А куда девать своё имущество, это уже проблема владельца. И надо отметить, что довольно быстро киоски были с улиц убраны.

Вполне очевидно, что проходящая по подворью труба ограничивает владельцев земельного участка в пользовании им, и владельцы намерены добиваться переноса теплотрассы с принадлежащего им земельного участка.

Алексей Гранин