В этом году немало публикаций «Приазовки» посвящены истории города, что в преддверии празднования 170-летия Ейска совсем неудивительно. У него есть своя особенная неповторимость, на улицах города ещё встречаются строения в их первозданном виде. Многие из нас обращаются к архивным документам, музейным экспонатам. Прикоснувшись к этим первоисточникам, я невольно начала представлять людей, которые жили тогда в городе, задумалась: кто они?

Есть ли сейчас семьи, в которых бы хранили эту память? Оказывается, есть, и немало. Одна из них — семья Душевских, о которой пойдёт речь в этой статье.

Что может быть общего между Александром Митиным, преподавателем ейского техникума с 25-летним стажем, Кириллом Жандаровым, российским актёром, Семёном Соболем, награждённым орденом Мужества и погибшим в Чечне, Евгенией Махно, 90-летней бабушкой из села Кухаривки? Ответ прост: у них общие предки.

Дух родового «поместья»

Выяснил это обстоятельство ейчанин Александр Митин, который почти два года восстанавливал родословную с помощью документов районного архива. Он нашёл родственников до 10-го колена, начиная с 1821 года по нынешнее время. Пока не всех. В его списке, как говорит автор родословной, «только 239 человек» и ещё около полусотни предполагаемых родичей по ближайшим ветвям. Но прежде, чем рассказывать о семейном древе Митиных-Душевских-Махно, стоит рассказать о самом Александре Львовиче Митине.

Сейчас кажется, Александр просто обязан был заняться поиском близких и дальних предков:  он родился в 1948 году и всегда жил в родовом «поместье» — доме  по улице Гоголя, построенном в 1867 году. Больше ста лет он принадлежит роду Душевских. Переделан только старый парадный вход, выходивший прямо на тротуар. До сих пор в рабочем состоянии поддерживаются три печи. В комнатах на стенах всегда висели портреты родных, сделанные в далёкое дореволюционное время. Окончив школу, Александр Митин до армии работал в механическом цеху №2 завода «Аттракцион». Отслужив в группе Советских войск в Германии, вернулся на завод уже учеником чертёжника. С 1970 по 1995 годы работал преподавателем черчения в техникуме механизации и электрификации сельского хозяйства. 

Деды родились в Ейске

Выйдя на пенсию, Александр Митин понял, что сидеть сложа руки скучно, стал собирать монеты, увлёкся родословной своей семьи. Например, про своего дедушку Семёна Стефановича Душевского (впоследствии в паспорте написали отчество «Степанович») знает немало. Родился в Ейске в 1887 году, во времена царской России был хлеборобом, позже вступил в артель сапожников, дружил с врачом Михаилом Бородиным. Они познакомились, когда Семён Стефанович работал  маркёром в биллиардной санатория. Между прочим, она находилась в  здании, где сейчас расположен районный Пенсионный Фонд. А напротив, через дорогу, был городской тир. С будущей женой  Евдокией Мефодиевной (в девичестве Махно) Семён Стефанович познакомился в 1912 году. Кухаривская дивчина полюбила городского парня и вышла за него замуж, осталась в Ейске. Всю жизнь занималась семьёй, огородом, держала хозяйство. Эти и другие семейные истории маленькому Саше рассказывала мама, Зоя Семёновна Митина, в девичестве Душевская. Всего в семье Евдокии и Семёна было шестеро детей, из которых двое – Алексей и Николай — погибли, защищая Родину от немецких захватчиков. Сёстры Зоя и Лидия (в будущем – Жандарова, бабушка актёра Кирилла Жандарова) дружили всю жизнь. Зоя Семёновна долгие годы работала бухгалтером. Во время войны, как и все советские люди,  отдавала все силы фронту, дневала и ночевала в лётном авиаучилище им. И.В. Сталина, навскидку могла назвать номера авиационных двигателей, поступавших на доукомплектование. Там же познакомилась и со своим мужем – Львом Андреевичем Митиным, военным лётчиком.

Зоя Семёновна Душевская обожала, когда на новогодних праздниках собиралась вся семья.  Наступал волшебный момент: открывались старинные фотоальбомы и начинался неспешный рассказ об истории семьи, лились воспоминания о прапрадедах.  Удивительно, но, несмотря на многочисленные перипетии, сберегли в фотоальбомах карточки семейные, изображения молодых офицеров царской армии, деда-сапожника с другом-врачом…

Дальние предки

Итак, если совсем вкратце, то родословная Александра Митина по линии матери выглядит так: Александр Львович Митин – Зоя Семёновна Митина-Душевская – Евдокия Мефодиевна Душевская-Махно – Мефодий Стефанович Махно – Стефан Спиридонович Махно и самый далёкий предок – Спиридон Махно, предположительно родившийся в 1800 году где-то на Украине.

Скорее всего, Спиридон вместе со своей женой (имя не сохранилось) приехали в Ейск со своими детьми осваивать приазовские земли. У Спиридона родились сыновья Стефан (1821 год) и Евтихий (1826 год). Про последнего известно: у него уже в Ейске родились четверо детей и только Леонтий выжил. Его сын Косьма родился в 1879 году, и дальше след теряется. Зато по линии Стефана и его сыновей – Мефодия (1849 г.р.), Никона (1868 г.р.), Василия и Андрея (когда родились – неизвестно, пятый сын Павел умер в младенчестве в 1857 г.) — выявилось бесчисленное множество родственников, которые теперь проживают по всей стране.

Прямой предок героя нашей статьи – прадедушка Мефодий Стефанович Махно родился в Ейске в 1849 году. Прабабушка Анна Ивановна (фамилию в девичестве, не удалось выяснить даже с помощью архивов) родилась в 1857 году тоже в Ейске. У них родились десять детей, из которых четыре девочки и один мальчик не выжили, умерли в год рождения. Рассказывая об этом факте, составитель генеалогического дерева Александр Митин сожалеет – в те годы вообще детишек умирало много. Чаще всего причиной смерти указывали дифтерит и сухотку.  «Конечно, это было почти двести лет назад, но всё равно грустно, – рассуждает ейчанин. – Сколько людей умирали из-за болезней, недоедания. Были чёрные страницы истории и позже, например, в 1918 году, в период становления Советской власти».

Когда Александр Львович составлял свою родословную, он очень обрадовался, найдя родственников по линии родного брата Мефодия – Никона (1868 г.р.). Оказалось, большинство из них живут в Ейске. У Никона тоже родились десять детей, сыновья Тимофей, Иван и Василий погибли в 1918 году, пять девочек умерли в младенчестве, только у Якова и Андрея родились дети. Александр Митин разыскал нынешних родственников и пригласил их в гости. Они приехали со своими архивами. Каково же было общее удивление, когда, сравнивая две фотографии семей Мефодия и Никона, увидели, что они практически идентичны, не говоря уж про лица братьев.

За время своих поисков Александр Митин понял одно: никогда не угадаешь, где найдёшь родственников. Так, в первой городской школе учился он сам, позже — его дети Виктория и Алексей. Сын был одноклассником Семёна Соболя, именем которого названа школа. Парень погиб при исполнении воинского долга в Чеченской республике. Посмертно награждён орденом Мужества. Неудивительно, что родители одноклассников тоже по-дружески общались между собой.  Но оказалось, они ещё и родственники. В генеалогическом древе, составленном Александром Митиным, линия Соболей выглядит так: Семён Игоревич Соболь – Игорь Михайлович Соболь, мама – Ирина Григорьевна Соболь, в девичестве Огиенко, бабушка Вера Семёновна Огиенко, в девичестве Махно – дочь Семёна Мефодиевича Махно.

Кладезь историй

Думаю, читатели простят меня, что рассказываю о семье Махно отрывочно – очень трудно выбрать самое главное и интересное. Например, долгожительницей семьи считается бабушка Евгения Константиновна Махно, которая родилась в 1928 году и по сей день проживает в селе Кухаривке. В кругу большой семьи отметила своё 90-летие. Она – дочь Константина Мефодиевича Махно.

Помнят и про тех, кто погиб в Великую Отечественную войну. Алексей Семёнович Душевский родился в 1918, его брат Николай – в 1921 году. Когда началась война, оба ушли на фронт. Алексей, моряк, погиб в боях за  Севастополь, Николай – в городе Ломжа. Про штурмана Алексея Жандарова – мужа Жандаровой Лидии Семёновны, долгое время ничего не знали, его считали без вести пропавшим. И только в 70-х годах прошлого столетия в Ленинградской области был найден самолёт с останками экипажа, которые там же и захоронили. Имена Душевских высечены на мемориальных плитах на площади Революции…

 – Александр Львович, вы нашли так много родственников, стремитесь узнать о них побольше. Есть предел ваших изысканий? Неужели 239 родственников – это мало?

 – Когда начинал составлять родословную, я и не думал, что это так увлекательно, – ответил ейчанин. – Но мне очень хочется найти сведения о дальних предках  по линиям  отца и моего деда Митина Андрея Михайловича. Думаю, это нужно не только мне, но и моим детям, внукам. Спасибо Ольге Кожемякиной, Юрию Яковлевичу, Михаилу и Олегу Махно, Ольге Журавлёвой, Ирине Огиенко, Викторине Сурначёвой и всем родственникам, кто помогал в составлении родословной. Прошло каких-то двести лет, а сколько разных судеб, сколько достойных людей нашёл! Уверен, что время, проведённое в архиве, прошло не зря. Хотелось бы спросить у бабушки, как они жили тогда, сто лет назад – так бабушка умерла, и мамы уже нет. Потому я очень рад, что составляю генеалогическое древо. Будет, что оставить своим потомкам…

На самом деле, он продолжает дело своей мамы – именно она, Зоя Семёновна, сберегла подлинники фотографий (сейчас сделаны и цифровые копии), теперь семейный архив пополнился выписками из церковных книг.  «И это – только начало», – напоследок сказал Александр Митин. Не зря на очередной папке с документами есть маленькая, но значимая надпись: «Архив семьи Душевских. Ответственные – Митины, Душевские, Махно»…

Марина Шкетова