Каждый раз накануне курортного сезона врачи-онкологи бьют тревогу, советуя пляжникам поберечь себя от обжигающего солнца. Насколько мы рискуем, отмахиваясь от таких советов, и как организовать свой отдых, чтобы не навредить здоровью? Об этом корреспондент Татьяна Шекера расспросила врача-онколога, заведующего поликлиническим отделением ейского онкологического диспансера Владимира Власова.

 – Владимир Михайлович, какая ситуация с онкологическими заболеваниями кожи в Краснодарском крае?

 – Печальное второе место по стране. Причём, на первом – Якутия. Отчасти учёные связывают это с повышенной отражательной способностью снега, когда сила воздействия солнечных лучей увеличивается. Сразу скажу, что то же свойство имеет и поверхность воды. Поэтому не стоит надеяться, что вы защищены, если постоянно находитесь в море. Медицинская статистика показывает, что среди всех онкологических заболеваний около 30 процентов составляют кожные. И большинство из них, включая такую агрессивную форму рака, как меланома, связаны с избыточным облучением солнцем.

 – Кто в группе риска?

 – От меланомы никто не застрахован, но особенно осторожны должны быть светлокожие и светловолосые, рыжие и люди с веснушками, а также все, у кого кожа быстро обгорает на солнце. Если же говорить о возрасте пациентов, чаще заболевают после 60-70 лет. Дети меланомой кожи болеют редко. Однако солнечные ожоги в детском возрасте могут провоцировать рак кожи даже спустя десятилетия.

 – Но летом люди всё равно едут к морю…

 – Был такой лозунг – «солнце, воздух и вода…». Так вот, солнце из друзей вычеркиваем! От него больше вреда, чем пользы. Безумное лежание на пляже, тем более, для северян, которые ещё не акклиматизировались, приводит к печальным последствиям. Стараясь «поймать» как можно больше солнца, люди иногда «ловят» онкологический диагноз. Повысившееся электромагнитное излучение светила грозит нам спазмами сосудов, скачками артериального давления, головной болью, общим недомоганием. Инфракрасные (тепловые) лучи как часть солнечной энергии чреваты «солнечным ударом», гипертоническим кризом и, конечно, ожогами кожи. При первой степени – это гиперемия (покраснение), при второй – пузыри с последующим шелушением. А ультрафиолетовое излучение вызывает изменения в меланоцитах – клетках кожи, отвечающих за выработку пигмента – меланина (отсюда и загар). В итоге избыточное пребывание на солнце может привести к возникновению различных видов рака кожи.

 – Возможно ли себя обезопасить?

 – Нужно просто «включать мозги» и чувство меры. И это не только о пляже, где опасно находиться в самую жару, с 10 до 16 часов. Летом нужно отдавать предпочтение светлой одежде (тёмный цвет поглощает ультрафиолетовые лучи), носить панамы, шляпы… Если вы северянин, в идеале лучше не выбирать для отпуска те месяцы, когда солнце беспощадно. К морю лучше ехать во второй половине августа или в сентябре.

 – Сейчас активно рекламируют солярии. Можно ли говорить о «регламенте» посещений?

 – К соляриям практически все онкологи относятся негативно. Во многих европейских странах посещение солярия до 18 лет категорически запрещено. Здравомыслящий не станет рисковать жизнью ради того, чтобы иметь желаемый оттенок кожи.

 – Какие изменения в родинках должны насторожить и стать поводом для визита к врачу?

– Неровные края, увеличение диаметра, появившаяся асимметрия родинки, изменение её окраски, зуд, болезненность. Не говорю уже о возможных выделениях жидкости и кровоточивости. Но все эти симп­томы должны оцениваться в комплексе. Если у вас появился один из них, это ещё не значит, что у вас меланома. Чтобы снять сомнения, обратитесь к дерматологу. И только в случае необходимости он направит вас на консультацию к онкологу. Будьте внимательны к себе. Рак кожи, выявленный на ранней стадии, сегодня успешно лечат, в том числе лучевой, лазерной и криотерапией. Есть прогресс и в лечении меланомы.