Театр. Это удивительная атмосфера волнующей встречи с искусством, мир волшебных звуков и неповторимой игры актёров. Современные любители прекрасного пресыщены разнообразием доступа к культуре в виде книг, музыки, кино, театра, цирка, интернет-путешествий по музеям и так далее. Нам очень трудно представить время, когда из всех доступных проявлений культуры были книги, живопись, музыка и, конечно же, театр. А вы знаете, какой она была, театральная жизнь Ейска 170 лет назад?

Конечно, в 1848 году в городе мало кто задумывался о культуре и искусстве. Но чем быстрее развивался Ейск, тем больше появлялось гастролирующих артистов, а горожане с удовольствием посещали всевозможные мероприятия. Уже в 60-е годы XIX века состоялись постановки первых любительских спектаклей. В архивных документах сохранились фамилии артистов: М.Г. Седлецкая, О.П. Чумакова, Е.И. Федюкин, В.Я. Ярина. Выступали артисты в городском общественном клубе. Средства на постановку спектаклей поступали от меценатов, взносов членов клуба, и частично расходы покрывали сборы от спектаклей. Однако выручка чаще всего шла на благотворительные нужды. Одной из постановок стала украинская опера «Наталка-Полтавка», о которой даже писала газета «Кубанские войсковые ведомости»: «Не так давно в Ейске играли украинскую оперу «Наталка-Полтавка». Сыграли хорошо и с большими недостатками — как в костюмах, декорациях, так равно и без истинных малороссийских актёров».  При этом «Ведомости» добавляли: «любители музыки и профессионалы Екатеринодара и Ейска проявляют похвальную настойчивость в устройстве концертов и спектаклей». Но сами ейчане стремились к большему. Тимофей Стефанов  в своих заметках о городе писал: «В Ейске нет театрального здания, нет и постоянной труппы актёров, играют иногда временные, странствующие актёры, дают концерты заезжие виртуозы, и нередко в частных домах устраиваются любительские спектакли». Но откликаясь «на злобу дня» и зная, как в новом городе принимают артистов, сюда стали приезжать с гастролями профессиональные труппы русских и украинских театров. В 1873 году город по-провинциальному восторженно и темпераментно принял товарищество актёров  под руководством Багровых. Зрители искренне смеялись, сопереживая персонажам, тем более, что артисты показывали полюбившиеся водевильные комедии, постановки на украинском языке — его понимала половина горожан. Уже на следующий год ейской публике своё творчество представило товарищество Русских актёров, в 1898 году в Ейск приехала труппа под руководством И.И. Якоминского. Постепенно улучшалась и внутренняя культурная жизнь города. Так, в апреле 1876 года учащиеся (в городе действовали женская прогимназия и уездное училище) выступали с отчётными концертами. В программе — хоровые номера из ораторий «Иуда Макковей», «Мессия» Генделя, «Реквием» и увертюра из оперетты «Дон-Жуан» Моцарта, струнные квартеты Гайдна. Деятельным музыкантом города был также регент соборной церкви и учитель пения Александровского реального училища К.М.Базилевич, его хор неоднократно выступал в любительских концертах.

Изящные искусства

В 1892 году в городе возник музыкально-драматический кружок, который затем преобразовался в Ейское «Общество любителей изящных искусств» (1903 г.). Его распорядителем  был Афанасий Михайлович Окоев. Своего театрального помещения город не имел. К 1905 году в городе театральная сцена имелась в здании Купеческого клуба.  Примечательно, что в этом здании находились библиотека и биллиардная, что по тем временам было незаурядным явлением. Позже его стали называть домом Муковнина-Малины, а мы его знаем, как Гарнизонный дом офицеров. Правда, его внутреннее устройство на тот период оставляло желать лучшего: артистам было тесно, отсутствовали репетиционные помещения, зрительный зал был маловат. Тем не менее, зажиточная публика располагалась в креслах в партере, амфитеатре, зрители победнее приносили с собой бинокли, им иногда спектакли приходилось смотреть стоя. В это же время в городском саду (Никольском парке) состоялось открытие Летнего театра. Он был деревянным под железной крышей с амфитеатром, ложами, балконными местами (галёркой).

Однажды летом на каникулах в Ейске студент химического отделения Московского императорского технического училища (ныне МВТУ им. Баумана), выпускник ейского реального училища Кирилл Шутко (профессиональный революционер, впоследствии заведующий отделом искусств Госплана) поставил «Ревизора», внеся свои изменения в гоголевский текст. Сам исполнял роль Хлестакова, Александр Архангельский (впоследствии известный поэт-пародист) играл роль попечителя богоугодных заведений Землянику, пристава Уховертова играл Роман Ефремов (впоследствии – крупный партийный деятель), Алексей Буренко — почтмейстера Шпекина. Спектакль был принят зрителем, но был закрыт полицмейстером за явное сходство персонажей с местными чинами.

В 1910 году в Ейске открылось музыкально-певческое общество, созданное по инициативе известного в городе краеведа-просветителя Г.А.Лекторского.

И лишь в 1912 году в Ейске завершили строительство Народного дома, двухэтажный большой особняк (на его основе позже возвели Дворец культуры). Именно он стал главным пристанищем театра, здесь выступали как городские, так и приезжие артисты.  Он располагался недалеко от Соборной (Михайловской) площади на Воронцовском проспекте (ныне ул. К. Маркса). Зрительный зал весьма вместителен — на 600 мест, также в здании оборудовали библиотеку, репетиционные и служебные помещения. Декорации к одному из заезжих любительских спектаклей сделал Казимир Малевич. 

Несколько сезонов (1913-1915 годы) в Ейск регулярно приезжала с гастролями труппа

П.В.Прохоровича, репертуар которой составляли малороссийские пьесы. Первоначально П.В.Прохорович в составе малороссийских трупп гастролировал по провинциальным театрам России, впоследствии возглавил собственный коллектив украинских артистов. Помимо актёрской и антрепренёрской деятельности он занимался драматургией. Сегодня известна пока только одна написанная им в дореволюционный период пьеса «З-пiд вiнця в труну» («Из-под венца в гроб»). Как отмечал сам П.В.Прохорович, театральное искусство было единственным делом его жизни.

Некоторое время в Народном доме была частная антреприза Бестужева, чей репертуар состоял из оперетт. Примадонна Е. Лиска успешно выступала в оперетте «Гейша». Её показали на встрече генерала Покровского в июле 1918 года, организованной городским головой Василием Ненашевым и присяжным поверенным Гудзь. Спектакль генералу понравился, а от пения примадонны он остался в восторге. Фактически, это были последние выступления артистов той, дореволюционной эпохи.

Объявление для артистов

С момента становления советской власти в городе появились новые звёздочки театрального искусства.  Тем более, что народные дома сохранили свои функции, став рабочими клубами. В 1920 году в Ейске появился, как в один голос утверждали современники (и позже потомки) — одарённый актёр М.А.Раксанов. Он создал драматический театр, а коллег нашёл очень просто по тем временам: дал объявление в газете «Известия», что театральная секция приглашает желающих в советский театр (он находился в ведении советских профсоюзов). Конечно же, репетировали и выступали актёры на сцене Народного дома. Для премьеры выбрали сразу два спектакля: «Бешеные деньги» и «Лес».  В составе театра появились такие актёры, как А.Н. Войнаровский, имевший специальное образование, Т. Покровская, удачно выступавшая в заглавной роли в спектакле «Принцесса Турандот». Свой творческий путь начинала в этом коллективе известная русская актриса Татьяна Ивановна Пельтцер. Она вспоминала: «Свой самостоятельный сезон я провела в Ейске, работала в первой передвижной труппе» (газета «Культура», 25.01.1992 г.). В то время актёрские труппы активно выступали в сёлах и станицах, ездили в избы-читальни, небольшие клубы. Труппа, в которой выступала Татьяна Пельтцер, побывала в станицах Должанской, Камышеватской, Старощербиновской.  Нередко было столько желающих зрителей, что артистам приходилось выступать под открытым небом. В советское время театральная жизнь города бурно и активно развивалась. Но это уже совсем другая история.

Марина Шкетова