Сегодня на территории Краснодарского края активно действует организация «Добровольные пожарные Кубани». Весь май в краевой столице проходят курсы добровольных пожарных. Кому и зачем нужны эти курсы — и кто такие ДПК? В этих вопросах поможет разобраться руководитель волонтёрской группы «Добровольные пожарные Кубани» Максим Ребеченко.

Добровольные пожарные дружины существовали ещё во времена СССР. Они действовали практически на каждом предприятии, в каждом колхозе и совхозе. Их основной целью была профилактика пожаров, а также оказание помощи профессиональным пожарным. После распада страны их юридический статус стал неопределённым, кроме того, внимание государства к проблемам добровольных пожарных значительно ослабло. А ведь в 1992 году в одном только Подмосковье существовало более четырёхсот пожарных команд. С 1994 года в нашей стране действует Федеральный закон «О пожарной безопасности» (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). Благодаря усилиям Центрального аппарата МЧС России, Всероссийского добровольного пожарного общества и его территориальных отделений, система добровольной пожарной дружины постепенно восстанавливалась. И по инициативе МЧС России в 2011 году был принят Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Если говорить языком закона, добровольный пожарный – человек, вступивший в общественное объединение пожарной охраны и принимающий на безвозмездной основе участие в профилактике, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

«Каждый год жители нашего края наблюдают множество природных пожаров, которые охватывают огромные территории и  заволакивают дымом населённые пункты. Более 90% пожаров в Краснодарском крае — это дело рук человека. Мы на добровольной основе занимаемся предотвращением и тушением пожаров. Это не только работа с огнём, но и теоретические семинары как с детьми, так и со взрослыми, культурные мероприятия, выставки, семинары. У нас это не «занудные» лекции — все проходит в игровой форме, с массой интересных заданий. В нашу команду входят обычные люди самых разных профессий. Я, например, юрист, мой коллега — микробиолог, есть режиссёр массовых сцен. Но объединяет нас всех одна цель — профессия и тушение пожаров. Специального образования в области пожаротушения нет, но при этом мы чётко знаем, как действовать при тушении возгораний и пожаров. Безопасность и обучение всегда на первом месте. Огню всё равно, профессиональный ты пожарный или доброволец. Есть справочник для обучения лесных пожарных. Он единый для всех — и для специалистов Лесавиаохраны, и для добровольных пожарных», — рассказал Максим Ребеченко.

Официально в нашем крае насчитывается 90 тысяч пожарных-добровольцев. И их главная задача не в том, чтобы справиться с последствиями пожара, а в том, чтобы предупредить возгорание, не дожидаясь трагедии. Случайный непогашенный костёр — и снова нужно тратить миллионы рублей на устранение последствий. У нас же сейчас горящая трава пожаром и не считается. Хотя в феврале недалеко от Краснодара были случаи, когда травяной пал перешёл на жилую застройку, — в итоге сгорело два дома. Они оказались недостроенными, и обошлось без жертв. А если бы был сильный ветер? Всё могло закончиться трагедией.

«Мы хотим увеличить количество волонтёров. Не только тех, кто будет тушить пожары. Посадки деревьев, образовательные программы для детей — работы много. Чем больше людей, тем больше мероприятий мы сможем провести. Наша команда готова и будет рада делиться опытом», — добавил руководитель волонтёрской группы «Добровольные пожарные Кубани» Максим Ребеченко.

Важно знать

Несанкционированное выжигание сухостоя и послеуборочных остатков на полях – противоправное деяние, связанное с причинением ущерба окружающей среде, которое влечёт административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. Уничтожение или повреждение лесного массива при выжигании стерни и соломы может повлечь уголовную ответственность по ст.261 УК РФ («Уничтожение или повреждение лесных насаждений»). Лицо, виновное в неосторожном обращении с огнём, может быть наказано штрафом в размере от 200 до 400 тысяч рублей. Максимально наказание по этой статье – штраф до 3 миллионов рублей или лишение свободы сроком до 10 лет.

Огненная мифология

Миф 1. «Сжигание сухого бурьяна – эффективный способ борьбы с сорняками, в том числе карантинными (амброзия и т.п.)».

На самом деле, от огня больше всего страдает естественная растительность, которая способна образовать дернину, через которую не могут прорастать семена той же амброзии. Оголённая после огня почва, лишённая луговой растительности, — лучшая среда для засева и размножения вредных сорняков, не способных в нормальных условиях выживать в естественных растительных сообществах.

Миф 2. «Образующаяся после сжигания сухостоя или соломы зола удобряет и улучшает почву».

В реальности дело обстоит ровно наоборот – огонь уничтожает верхний природный слой почвы с питательными веществами и полезной почвенной биотой. Систематическое воздействие высоких температур на верхний слой почвы также сильно ухудшает физико-химические свойства и механическую структуру почвы. При сжигании стерни и соломы с каждого гектара практически безвозвратно теряется до 4 тонн органического вещества и до 30 килограммов азота, которые могли бы вернуться в повторный оборот.

Миф 3. «Сжигание послеуборочной растительной массы на полях – средство борьбы с болезнями и вредителями сельхозкультур».

Сжигание стерни и соломы никак не влияет на численность вредителей или патогенных грибков. Большая часть видов вредителей зерновых культур, обладающих способностью укрываться глубоко в почве (до 10 см и глубже), не уничтожается огнём. Зато даже при кратковременном прохождении огня по поверхности почвы гибнут ценные почвенные биоценозы (мягкотелы, мухи-сирфиды, наездники, афидиусы, муравьи, пауки, божьи коровки и др.).

София Каширская