Автор известного альбома «Храмы города Ейска» краевед Николай Бельцев рассказывает, что, работая над собранными материалами, он невольно представлял себе, что на планете Земля нет уголка, где бы люди ни проповедовали ту или иную веру. «Мы видим, — говорит, — какие страсти бушуют при столкновении религиозных взглядов. Поражает жестокость гонителей православия и ограниченность их мышления – ведь они имели перед собой исторические примеры попыток подавления религиозных убеждений и примеры стойкого, мученического следования религиозным взглядам».

Неповторимый и величественный облик православных храмов Николай Бельцев воссоздаёт в изданном в 2007 году альбоме «Храмы города Ейска». «К сожалению, — вздыхает, — мы всё это потеряли. А ведь это великолепие было создано руками наших предков и на их пожертвования. Шедевры создавали мастера кирпичной кладки, кузнечных, плотницких, столярных дел, художники и ваятели Марасины, Белонецкие, Волощуковы, Зюзьковы, Палаткины и Светличные, Писяковы и Горбатко, Раевы и Бельцевы, Волики, Анохины, Ветровы, Мезенцевы, Чернокаловы и Чепели…» — перечисляет фамилии.

Как пишет Николай Бельцев, утверждение православной христианской религии на Кубанской земле началось после переселения сюда войска верных Черноморских казаков в 1792-1793 годах по Указу Императрицы Екатерины II от 30 июня 1792 года. И первой православной церковью, в которой проводились богослужения на территории, где впоследствии был основан портовый город Ейск, была походная церковь войска Черноморских казаков. Таким образом, за 56 лет до основания Ейска проводилась регулярная служба в православной походной церкви. Вначале она вместе с обозом войска находилась на Ейской косе, а затем её перевезли к Карасунскому куту, где планировалось заложить главный град Кубани – Екатеринодар.

Однако обитатели Донского городка на Ейской косе, преимущественно донские казаки и их наёмные работники, в 1793 году были вытеснены с косы новыми хозяевами, которые энергично обосновались здесь. Возникли десятки казачьих хуторов от Щербиновского куреня. Росло население, и вновь остро встал вопрос о церкви. Как отмечал священник Тимофей Стефанов, по просьбе Правительства войска Черноморского с 1813 года на Ейской косе «по случаю её многолюдства находилась походная церковь во имя Святой Троицы, построенная стараниями тогдашних рыболовов. Но с тех пор, как в 1830 году сильная буря и наводнение разрушили её, двадцать лет ближайшим для хуторов, расположенных у Ейской косы, был храм станицы Старощербиновской во имя Преображения Господня. И первый Начальник портового города Ейска князь Александр Сергеевич Голицын одной из первоочередных задач считал возведение временного храма. По счастливому случаю ему удалось договориться о покупке списанного корабля. И разобрав его, приступили к постройке первого городского храма.

Из письма наказного атамана войска генерала Рашпиля Григория Антоновича наместнику Кавказскому князю Михаилу Семёновичу Воронцову от 10 ноября 1849 года: «…По благословлению Кавказского и Черноморского Патриархального Архиерея в Ейске возводится и уже оканчивается временный деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы». И вот как описывает его священник Тимофей Стефанов: «Старо-Покровская церковь находилась в приморской части города на одной из площадей Греческой улицы (ныне Калинина – авт.).  Всё здание деревянное и построено из большого морского судна, купленного горожанами для этой цели по совету первого начальника города князя Голицына. Незатейлив и не богат этот храм, не отличается ни величием, ни архитектурой. Покрыт тёсом и обнесён навесом с трёх сторон. В длину имеет 18 и в ширину 14 аршин». В 1853 году Старо-Покровская церковь была расширена с западной стороны ещё на 14 аршин.

 Как рассказывает Николай Бельцев, до этого население казачьих хуторов, расположенных по балке Широкой, относилось к приходу церкви Преображения Господня станицы Щербиновской. К этому же приходу присоединилось православное население, прибывающее с осени 1848 года во вновь образованный портовый город Ейск. Поэтому  открытие временного храма Покрова Пресвятой Богородицы стало радостным событием в жизни горожан. Он просуществовал до 1907 года, пока на том же месте принял прихожан новый храм во имя Покрова Богородицы. Эта церковь, преемница первого храма города, была пятиглавой красавицей прекрасных архитектурных форм. Рядом была колокольня. Здесь же построили церковно-приходскую школу.

«Вторая в Ейске по времени постройки — в 1858 году — Михайло-Архангельская церковь, — писал священник Тимофей Стефанов. – Она была на Михайловской площади (где ныне Михайло-Архангельский Собор – авт.). Деревянная, довольно тесная и, подобно старой Покровской церкви, не отличавшаяся архитектурою. Но более всего сокрушала теснота, какую во временных церквах приходилось испытывать собравшимся к богослужению. Многие принуждены были стоять вне церкви в зной, в стужу и под дождём.  Но всё же и это шаг вперёд — Михайло-Архангельская церковь была крыта железом и выкрашена масляной краской».

Растущему городу необходимы были храмы, величием которых ейчане могли бы гордиться. Доходы прихожан и городской казны уже позволяли такое строительство. И в 1860 году был заложен первый каменный храм города — Михайло-Архангельский Собор. О его открытии Тимофей Стефанов писал: «Собор во имя святого Архистратига Михаила (Тезоименитство князя Михаила Семёновича Воронцова – основателя города) по проекту, утверждённому Наместником Кавказским князем Барятинским, окончен в октябре 1865 года. Собор устроен в византийском стиле, о пяти главах с тремя алтарями, и размеры имеет от востока к западу 20 сажень, от севера к югу 13,5. Храм строился на средства ейского городского общества и, главным образом, на сбор с купеческих капиталов и мещанских ревизских душ… Внутрь Собора свет в обильном количестве проникает через устроенные в купольной ротонде окна. На высоте, против иконостаса, устроены за железными, очень красивой работы решётками, хоры, вмещающие более пятисот человек. Душа радуется, сердце восторгается при взгляде на этот храм…  Во всём Кавказском крае нет обширнее этого собора, который служит во благо и спасение душ и для нашего отдалённого потомства».

Не ведал автор, что уже внуки его современников в 1932-ом снесут с собора купола и устроят на крыше танцплощадку, а в 1938-м сметут Собор до основания. «Однако, — рассказывает Николай Бельцев, — к чести ейчан, к сносу храмов приложили руку, в основном, иногородние, наводнившие город в смутные времена революционных потрясений. Для стабилизации советской власти в Ейск был направлен отряд кораблей Азовской военной флотилии. Моряки, отслужив положенный срок, оставались в городе на ведущих должностях в администрации, милиции, ВЧК, в артелях и на заводах. Их ряды пополняли бывшие военнопленные австрийцы, чехи и латыши. Свободные от родственных и прочих связей в городе, эти люди были ультрареволюционны и беспощадны. И в деле ликвидации храмов Ейск стал на Кубани «передовиком». 

Н о вернёмся в 1865-й, — рассказывает Николай Бельцев. — Кроме Михайло-Архангельского Собора, была завершена постройка Николаевской церкви на юго-восточной окраине города, на Сенной площади (там сейчас 1-я школа – авт.). Строилась церковь усердием прихожан и на их средства. В возведении этого храма было заинтересовано и быстро растущее население кирпичных заводов, и жители Широчанского хутора. В 1880-м к церкви пристроили каменную колокольню. Приход по численности уступал только Михайло-Архангельскому Собору. Здесь отрыли две церковно-приходские школы. Однако в базарные дни Сенная площадь выплёскивалась к паперти, загромождая возами прицерковную территорию. Поэтому в 1905 году церковь обнесли красивой железной оградой. И за ней было решено с почестями хоронить ейчан, павших на Первой мировой. Счастливым для верующих стал и 1890 год, когда были открыты ещё две церкви — Новопокровская и Пантелеймоновская.

С болью вспоминают старожилы, как в чёрный день 1935 года к Новопокровской церкви, памятнику российского зодчества, пришли «умельцы разрушать». Со мной, — рассказывает Николай Бельцев, — поделился воспоминаниями ейчанин Борис Шепетилов, который стал свидетелем уничтожения этой церкви: «Когда пришла бригада ликвидаторов и начала выбивать нишу у основания колокольни, на площади собралась толпа. Всем миром просили не трогать церковь. Руководство города, милиция и бригада ломателей ушли. Но в ту же ночь арестовали всех, кто выступал на том стихийном митинге – домой они не вернулись. А через неделю бригада сделала своё чёрное дело. Люди на площади стояли молча». Рухнул, как подкошенный, храм, исторгнув сдавленный стон из толпы. Судьба других ейских храмов так же трагична. В основании стены наиболее высокой части храма выбивали нишу. На место кирпича закладывали частокол из обрезков брёвен. А после этот частокол, поддерживавший храм, поджигали. И когда огонь пожирал деревянную опору, храм обрушивался. Так рухнула в 1936 году и Пантелеймоновская церковь. В оставшемся помещении был устроен кинотеатр «Октябрь».

 … Стоит сказать, что, кроме приходских церквей, в городе действовали и домовые церкви. Наиболее примечательной была Вознесенская, при городской богадельне. Она располагалась в специально построенном здании с куполом и колокольней. До 1890 года в городе не было заведения, где мог бы найти пристанище одинокий и беспомощный. Инициатором в этом деле выступила семья купца Грибанова. Вдова, следуя его завещанию, пожертвовала на эти цели большой дом на углу улиц Елизаветинской (Розы Люксембург) и Бердянской. Вознесенская церковь при богадельне тоже была построена в 1896 году вдовой потомственного почётного гражданина Грибанова. В дальнейшем устройство, расширение и содержание богадельни шло за счёт городского бюджета. Здесь же был детский приют. А после революции здесь разместилась обувная фабрика. Но сохранившуюся часть церковного здания можно видеть и сейчас. 

Записала Татьяна Шекера