После свержения Временного правительства во всех российских губерниях стала устанавливаться Советская власть. В учебниках истории это описывалось как «триумфальное шествие Советской власти». Действительно, солдаты и матросы, уставшие от войны, пролетариат, сельская беднота ждали от новой власти перемен к лучшему и поэтому всячески поддерживали её. Не обошли стороной революционные веяния и провинциальный Ейск.

В декабре 1917 года в городе был создан военно-революционный комитет, председателем которого избрали рабочего Прокофия Якушина. Ревком своим решением распустил городскую Думу и буржуазные партии, существовавшие в Ейске. Но Дума решение о роспуске не признала и продолжала работать.  Таким образом, в Ейске образовалось двоевластие. Претендовал на власть и «Крестьянский союз», выступавший и против буржуазии, и против советской власти. Но он не нашёл широкой поддержки у населения.

Понимая, что всякая власть тогда лишь чего-нибудь стоит, когда умеет защищаться, ревком создаёт Ейский революционный батальон. В его состав вошли солдаты, вернувшиеся с фронта, рабочие. Командиром батальона назначили Ивана Балабанова.

Немногим ранее, как утверждают некоторые исследователи истории Ейска, в город прибыли 200 матросов с большим количеством оружия и боеприпасов. Оружие было роздано революционно настроенным рабочим, железнодорожникам.  И как оказалось, ревком не зря беспокоился о создании вооружённого отряда. Уже 2 февраля 1918 года личным составом батальона был подавлен белогвардейский мятеж, возглавили который офицеры Гудзь и Чазенко.  Мятежники  захватили здание казначейства (сейчас там располагается взрослая поликлиника № 1), а на большее у них не хватило сил. В память об этом событии на здании поликлиники установлена мемориальная доска, которая гласит о том, что «2 февраля 1918 года были разбиты белогвардейцы, и в Ейске установлена Советская власть!».

В конце марта прошли выборы в городской совет. На своём первом заседании совет распускает ревком и формирует органы исполнительной власти. Исполнительный комитет должен был приступить к претворению в жизнь декретов Совнаркома. Один из них непосредственно относился к земле. Надо ли говорить о том, что земельный передел явно не одобрялся  определённой частью казачества. В то же время безземельные казаки поддерживали это решение. Об антисоветских  настроениях в казачьем сословии не могли не знать в органах власти. Поэтому исполком проводил работу по разоружению казачества. И надо отметить, что вернувшиеся с фронта казаки, как правило, с лёгкостью отдавали своё оружие.

 По мнению некоторых историков, исполком в отношении казаков проводил довольно жёсткую политику. Для снабжения красногвардейцев продуктами питания представители исполкома изымали у станичников продовольствие, выдавая на них не подкреплённые финансово расписки. Нередки были случаи  мародёрства, грабежей и насилия.  Вследствие чего в рядах казаков росло недовольство советской властью. Оно всячески подогревалось белогвардейскими офицерами.

К концу апреля в Ейске были расквартированы Ейский революционный батальон, второй Должанский батальон (Д.Я. Аксюта) и батальон Ахтарского полка  (П.К. Зоненко), корабли Азовской  флотилии. Кроме этого в Ейск морем были эвакуированы из Крыма и Украины  несколько воинских частей. По данным историков, в общей сложности в городе и близлежащих населённых пунктах насчитывалось около 6,5 тысяч штыков и сабель.

И вот с этой, хорошо вооружённой военной силой, и собрались воевать казаки. В станице Ясенской полковник Подгорный, назвавший себя «командующим добровольной казачьей армией»,  собрал почти семь тысяч казаков для взятия Ейска. Естественно, в городе не могли не знать об их приготовлениях. К тому же, как утверждают некоторые историки, 29 апреля он прислал телеграмму, требуя сдать ему город без боя. Горожане вырыли окопы вокруг города, перед ними разбросали бороны и кованые железные шипы, которые могли воспрепятствовать продвижению конницы. Проход в город по берегу Ейского лимана прикрывали суда Азовской флотилии и бронепоезд. 

В ночь на 1 мая казаки, вооружённые кто холодным оружием, кто обычными вилами, а винтовка была одна на десятерых, начали наступление по трём направлениям. Какая-то часть казаков сумела прорвать оборону и дойти до Сенной площади (ныне там территория бывшего завода «Полиграфмаш»). И как свидетельствовали очевидцы,  прорвавшиеся в город казаки стали грабить дома иногородних. Правда, недолго. Красногвардейцы к утру выбили казаков из города, так как  основные силы были остановлены на подступах и не смогли поддержать прорвавшихся. Вероятнее всего, они попали под кинжальный огонь пулемётов в районе нынешних улиц Щорса, Свободы и Коммунистической. Видимо, поэтому  недалеко от улицы Щорса и находится захоронение убитых казаков. Их насчитывается более 1100 человек.

При защите города погибло 172 красноармейца, 124 из них похоронены в братской могиле на площади Революции.

1 мая исполнилось 100 лет со дня той страшной трагедии. Не будем делить погибших на белых и красных.  Все они – граждане России, втянутые в братоубийственную бойню…

Алексей Касатонов