У фермера Валерия Шанат  из станицы Должанской сегодня полным-полно забот: весенний сев практически завершён, нужно успеть, пока в почве есть влага. Вместе с ним в хозяйстве трудятся 12 казаков, членов Должанского хуторского общества.

Своя земля, свои заботы

Обрабатывают здесь 888 гектаров земли, из которых 158 — принадлежат ейскому районному казачьему обществу. В этом году посеяли 388 гектаров пшеницы, около ста — нут и горох, вскоре придёт очередь подсолнечника. На днях завершили сев кукурузы, хотя рассчитывали сеять её позже. Но Валерий Антонович, по образованию агроном, уверен, что поступили правильно: «Температура воздуха и почвы уже соответствуют нормам, а если задержимся, то упустим влагу и в результате получим не тот урожай, на который рассчитывали».

В своё время пробовали сеять сою, но «обожглись», год выдался засушливым, и от культуры практически не получили прибыли. Поэтому к новинкам относятся настороженно. «Радует, что всходы озимых получили неплохие, это поле у нас семенное, давно убедился, что есть смысл выращивать свои семена», – показывая на поле за окном автомобиля, на ходу давал пояснения глава фермерского хозяйства. В местных условиях свои семена возможно выращивать до трёх лет, затем надо приобретать новый семенной материал. Приехав на поле, увидели, что механизаторы как раз загружали сеялки. Александр Есипенко и Николай Фартушный давно работают вместе и хорошо знают свою технику, которая хоть и требует обновления, но служит исправно. Тем более, что за ней постоянно следят и ремонтируют. «А как иначе, – говорит Александр Есипенко, – сейчас такие жаркие дни пришли, что не до ремонта, трудимся в поле с утра до вечера». Соседнее поле трактористы Александр Шамшура и Вячеслав Баринов готовили под посев подсолнечника.

О состоянии техники Валерий Шанат неохотно рассказывает, ведь как любому хозяину, ему хотелось бы обновить автопарк, но это процесс небыстрый. Так, в 2012 году приобрели два новых трактора, есть планы по замене комбайнов в ближайшие годы. При этом рассматривают только свои, отечественные: «Наши механизаторы хорошо знают тракторы «Беларусь», комбайны «Акросы» и «Доны». Их привычно ремонтировать, легче найти детали». Хозяйственные помещения и техника находятся в поле, недалеко от станицы. Территория по-хозяйски ухоженная, начинают цвести тюльпаны, чуть дальше виден штакетник для винограда. «Для себя понемногу выращиваем, – увидев мой заинтересованный взгляд, пояснил Валерий Антонович, – в хозяйстве людей много, во время страды обеспечиваем обедами и ужинами». Кухня со столовой находится тут же, за всё отвечает жена фермера — Людмила Егоровна. Муж знает: она и закупки вовремя сделает и продуктами обеспечит работников. Практически каждый день — какая-нибудь выпечка, перекусить пирожками здесь любят все. Семья Шанат в хозяйстве трудится в полном составе: дочь Татьяна, экономист по образованию, помогает вести бухгалтерию, зять Дмитрий — тракторист, а любимая внучка Маша — самый главный дегустатор приготовленных блюд, выращенных овощей и ягод.

Как всё начиналось…

Валерий Антонович рассказал, что в своё время окончил Валдайский сельхозтехникум, а потом — Северо-Кубанский гуманитарный технологический институт. Много лет проработал в базовом сельхозпредприятии станицы Должанской, а в 2006 году с братом и племянником решил организовать фермерское хозяйство. Начинали с небольшого клина, всего в полтысячи гектаров. Пришло время, и стало ясно, что каждый по-своему видит дальнейшее развитие хозяйства. Расстались мирно, и теперь в станице Должанской два фермерских хозяйства, которыми руководят семьи Шанат.

«А корни у вас казачьи?» – задала волнующий меня вопрос. «А как же! Прадед, мама его называла дед Агей, был обычным кулаком, большое птичье подворье держал, было много лошадей и коров, – начал вспоминать Валерий Антонович. – Сколько земли обрабатывали, как оно там было — сейчас не у кого спросить, не знаю». Поинтересовалась, откуда такая странная фамилия, непривычная для русского слуха. Оказалось, в 1914 году, после Первой мировой войны деда пленили и сюда сослали, попал в семью деда Агея. По-русски говорил плохо, но работал наравне с остальными членами большой казачьей семьи. Тем, наверное, и понравился бабушке Марфе, которая вышла за него замуж.

«Конечно, сейчас много говорят о казачестве, и я очень жалею, что у нас в семье сохранилось мало сведений о наших корнях, – рассуждает казак, есаул Валерий Антонович. – Тема казачества практически не всплывала в разговорах, но незримо присутствовала». Это проявлялось во многом: в доме всегда висела икона, соблюдались большие православные праздники, особенно — Рождество, Пасха. Много раз перечитанный «Тихий Дон» Шолохова произвёл неизгладимое впечатление на Валерия. А с возрастом он стал понимать, как много значит для него история казачества на Руси, Кубани. И это неудивительно, сегодня среди его друзей — много казаков, с которыми интересно обсуждать эти вопросы.

Марина Шкетова