«Я занимала очередь вот за той пожилой женщиной!» — это можете услышать в магазине, на почтамте, в участковой поликлинике… Где угодно, только не в гинекологическом отделении Ейской центральной районной больницы. Даже в отсутствие пациенток завотделением Светлана Анатольевна Попикова использует только слово «возрастная». Наш разговор об операциях, которые сегодня делают в ейской гинекологии. Соответствующие современному уровню медицины, высокотехнологичные – так назову их обобщённо.

Одна из них называется пластикой. Как раз на ней специализируется Светлана Анатольевна. Из двадцати пяти лет врачебного стажа пятнадцать она работала хирургом в Читинском областном онкологическом диспансере. Оперировала пациенток с опухолями женской репродуктивной (детородной) системы.  И уже год, как ейчанкам с диагнозом «пролапс (опущение) матки» не приходится ездить в краевую больницу и год стоять на очереди, чтобы провести необходимую операцию и пластическую коррекцию. Что очень важно, поскольку от этого зависит качество жизни пациентки. Эти высокотехнологичные операции теперь проводит доктор Попикова. И в прошлом  году в ейской гинекологии сделано 44 таких операции. «Они оказались востребованы, — рассказывает Светлана Анатольевна. – Никаких ограничений по возрасту у нас нет. Женщина и в восемьдесят хочет оставаться женщиной. Мы это понимаем и помогаем ей». Здесь уточню, такие операции проводят под спинномозговым наркозом: пациентка в сознании и может общаться с хирургом, на следующий день ей можно вставать с постели, а на третьи-четвёртые сутки её, как правило, выписывают.

Решаюсь спросить: «А может ли невеста сделать операцию, чтобы «соответствовать» жизненным убеждениям жениха?» «Если для неё это важно, если от этого обстоятельства зависит счастье новобрачных, можем, — улыбается доктор, — всегда пойдём навстречу женщине. Но подобная пластика у нас на платной основе», поскольку не предусмотрена стандартами ОМС (обязательного медицинского страхования – авт.)».

Ещё в гинекологическом отделении ЕЦРБ делают лапароскопические операции, когда вместо разреза – небольшой прокол, через который вводят камеру лапароскопа. Современная стекловолоконная оптика и электронный микроинструмент позволяют хирургу с высокой точностью рассчитать разрезы и коагуляцию – «сваривание» тканей. Такое не под силу обычному хирургическому скальпелю. К тому же, лапароскопия считается наиболее щадящим методом хирургического вмешательства. Снижает травматичность, значит и риск осложнений, в том числе кровотечения и послеоперационных спаек. Методом лапароскопии удаляют кисты, миомы, а также убирают спайки в малом тазу, восстанавливая проходимость маточных труб при бесплодии. Практически любую гинекологическую операцию в отделении могут провести лапароскопическим доступом.

 «Также мы занимаемся внутриматочной хирургией, — продолжает завгинекологией. – Используя гитероскоп, микроинструментом или электропетлёй удаляем из полости матки полипы, миоматозные и эндометриозные узлы…  Вот такие, примерно, щипчики и ножнички». Для наглядности Светлана Анатольевна отмеряет их размер – примерно, пятую часть лежащей на столе канцелярской скрепки. А ещё рассказывает, что любая гинекологическая операция –  это не только медицина, но и эстетика. Это косметические (внутрикожные) швы современными, рассасывающимися шовными материалами в местах, скрытых от чужого глаза. Женщина всегда должна оставаться красивой!

Раньше отзывы о гинекологическом отделении бывали всякие, шло много жалоб по «горячей линии». Да и ремонт растянулся года на три — гинекологических пациенток размещали в хирургии. С назначением главным врачом Миграна Григоряна дело с мёртвой точки сдвинулось. И сегодня для пациенток и медперсонала созданы в гинекологии нормальные условия. Используют современное медицинское оснащение. И что очень важно, в гинекологии — опытные специалисты. Стаж медицинской сестры Людмилы Васильевны Пашковой — 49 лет, врача акушера-гинеколога Евгении Михайловны Супрун  — 45 лет… «Наш коллектив, — говорит Попикова, — выдержал все трудности. Усиленно работаем для наших пациенток».

Они бывают всякие. И парадокс, который, в общем, предсказуем: доступность интернета не прибавила пациенткам специальных, в том числе анатомических, знаний. Зато медицинская «интернет-информированность» кому-то служит почвой для завышенных амбиций и подчас невыполнимых требований. И это усложняет общение врача с пациенткой. Приходится переубеждать, разжёвывать, казалось бы, простые вещи…» 

Так или иначе, цель у врачей акушеров-гинекологов одна: вникнуть не только в диагноз, но и в судьбу пациентки. И постараться ей помочь. При мне выписывали женщину, лежавшую в гинекологии на сохранении беременности. А ещё семь месяцев назад её здесь же оперировали с диагнозом «непроходимость маточных труб». Женщина мечтала о том, чтобы родить ребёнка – её мечта сбылась. Ведь сказал один известный француз: «Чего хочет женщина – того хочет Бог».

Татьяна Шекера