9 октября 2018 года Краснодарский край будет отмечать знаменательную дату — 75-летие со дня освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков. Редакция газеты «Приазовские степи» начинает публиковать материалы, посвящённые этому событию. Мы будем рассказывать о людях, участвовавших в боях за Кубань, мероприятиях, которые будут проводиться в городе, районе, крае, посвящённых этой дате. Герой сегодняшней нашей публикации —  участник Великой Отечественной войны Яков Школяр, с боями прошедший от Таманского полуострова до столицы Австрии — Вены.

Свое 93-летие ветеран Великой Отечественной войны Яков Константинович Школяр отметил не только среди родных и близких. Поздравить именинника  приехали глава Ейского района Юрий Келембет, председатель Ейского районного совета ветеранов Владимир Киселёв, воины-интернационалисты во главе с председателем районной общественной организации «Интернационалист» Российского Союза ветеранов Афганистана Иваном Кухтой, глава Ейского сельского поселения Андрей Билецкий, представители общественности.

— Перед войной я закончил курсы механизаторов, — вспоминает Яков Константинович. — Работал на тракторе. Когда фашисты заняли Ростов, в хозяйство пришло распоряжение эвакуировать технику. Поехали мы своим ходом в сторону Краснодара. Но в районе станицы Новоминской нас перехватили немцы. Несколько тракторов забрали для своих нужд, а остальные отправили назад, по домам…

После освобождения Ейского района от немецко-фашистских оккупантов Яков Школяр был призван на службу в Красную Армию. В запасном полку прошёл обучение на командира пулемётного расчёта, после был направлен для прохождения дальнейшей службы в одну из частей, дислоцированных на «голубой линии». Огнём своего «дегтярёва» поддерживал наступление нашей пехоты. Вполне очевидно, что фашисты прилагали все силы к тому, чтобы подавить пулемёт, и вели по позиции расчёта мощный огонь.  Яков Константинович был ранен в ноги. С передовой его отправили в госпиталь. После излечения — на Юго-западный фронт в роту полковой разведки,  в составе которой дошёл до Мелитополя. Там был тяжело ранен. А произошло это следующим образом.

Во время боя на передовую приехал командир полка, чтобы лично оценить сложившуюся обстановку, и попал под миномётный и артиллерийский обстрел. Яков Школяр толкнул командира в окоп и накрыл его собою.  Ещё один солдат, также прикрывший командира, был убит. А Якова Константиновича изрешетило осколками. В госпитале ему сделали операцию, вытащили из тела, кроме одного, все осколки. Медики не решились тогда удалить его, так как кусочек металлической смерти находился вблизи жизненно важных органов.  И все эти годы ветеран войны носит в груди стальной фашистский «подарок», который является своеобразным барометром и чётко предсказывает ненастную погоду.

После операции самочувствие Якова Константиновича стало лучше, но беспокоила его какая-то необъяснимая боль в груди. Сложный случай, с которым военные врачи в полевом госпитале разобраться не могли. Перевели раненого воина в стационарный госпиталь в город Энгельс. Здесь ему вновь делают операцию, в ходе которой из тела достают загнивший кусок ваты. Осколком мины её клок был вырван из телогрейки и впечатан в организм. Вата пропиталась кровью, и при первой операции её просто не заметили, так как всё внимание было уделено металлическим осколкам.

Поправлялся Яков Школяр тяжело, организм никак не мог восстановиться после тяжёлого ранения. Солдату дали месяц отпуска. Из Энгельса на Кубань добирался поездом, ехал через Сталинград, который весь лежал в руинах.

За месяц отпуска Яков Константинович поправил своё здоровье, пришёл в военкомат. А там ему сказали, мол, поживи пока ещё дома, как соберём команду для отправки, так вызовем повесткой. Через две недели солдата отправили в Новочеркасск, на пересыльный пункт. Оттуда — в первый гвардейский механизированный корпус, в составе которого Яков Школяр дошёл до австрийских Альп.

В очередной раз в госпиталь попал уже в Венгрии.  Подразделение, в котором служил Яков Константинович, отправилось в разведку и столкнулось с немецким бронетранспортёром. По приказу командира солдаты заняли оборону. Якову ещё с одним солдатом предстояло добежать до стога сена. Именно там приказал укрыться командир. С бронетранспортёра увидели бегущих советских солдат и стали их преследовать. Железная махина проехала Якову Константиновичу по ногам, от сильной боли он потерял сознание. Второй солдат был также ранен. Укрывшиеся в складках местности бойцы подбили БТР. Из подручных средств (на берегу рос небольшой лесок) солдаты сколотили плот и переправили раненых через Дунай.  Два месяца провёл Яков Школяр в лазарете. После выписки вышел на мост, хотелось посмотреть на Дунай, его набережные.  Глядь, а по реке идёт катер «Ейский патриот».  Невольно на глаза набежали слезы. Капитан катера  обратил внимание на растроганного солдата: «Ты что, родину увидел?» «Так я ж родом  с Ейского района», — прокричал, перекрывая гул работающего двигателя, солдат офицеру. Остановил капитан свой катер, вышел на берег, обнял бойца как родного.

— Надо тебе, брат, домой, здоровье своё восстанавливать, — сказал капитан.

— Немца сначала надо добить, а лечиться потом будем, — ответил Яков Константинович.

— Ну раз воевать собрался, держи в подарок, — и капитан протянул солдату пистолет. — Бей фашиста.

Так состоялось знакомство солдата с командиром катера лейтенантом Борисом Балевым…

В составе своей воинской части Яков Школяр принял участие во взятии Вены. Фашисты защищались очень ожесточённо. Но сопротивление было сломлено, и советские войска вошли в город. В числе первых со своей ротой был и Яков Константинович.

На построении солдатам и офицерам, участвовавшим во взятии города, были вручены медали «За взятие Вены». Вместе с этой медалью Яков Школяр из рук командира получил и орден Славы третьей степени. Так оценило вышестоящее начальство его самоотверженные действия по спасению командира полка.

Война в Европе закончилась, но до демобилизации было ещё далеко. Воинскую часть Якова перебросили в Тбилиси, оттуда в Иран. Три месяца нёс он там службу, а потом советские войска были выведены из этой страны. Демобилизовался Яков Школяр в 1947 году. Приехал домой. Работал механизатором, выращивал клещевину. Добивался высоких урожаев. К военным наградам добавилась и мирная — орден Трудового Красного знамени. Но это уже совсем другая история… В 1976 году высокую правительственную награду ему вручил первый секретарь РК КПСС Виктор Бражник.

Георгий Тимофеев

Фото автора