Наталья ЛАПШИНА.

Мусор – средство отравления или обогащения?

Говорят, на Руси две беды – дураки и дороги. Наверное, так и было…раньше. Но в наше время российских бед, как минимум, на порядок больше. Одной из них давно уже стали «ароматные» мусорки и свалки, куда наши соотечественники десятилетиями сносят все «остатки роскоши» технологического прогресса. Что-то сгорает, что-то сгнивает, а мы сетуем, мол, экология ухудшилась. Действительно, с чего бы это? И главное, кто виноват и что делать? Вечные вопросы актуальны как никогда.

Кто виноват?

Пропавшие продукты и старые вещи, полиэтиленовые пакеты и жестяные банки от консервов, использованная бумага и пластиковые коробки. Все это стандартный набор среднестатистического мусорного ведра, так называемые смешанные отходы, при сжигании которых выделяются токсичные газы, которые оседают в воздухе и на растениях. Причина токсичности газов – хлор, который используется при производстве поливинилхлоридных пластмасс (ПВХ), растворителей и пестицидов. Ядовитой травкой питаются животные, которых потом, в свою очередь, съедает человек. Вот такая современная биологическая цепь! Есть еще и другой вариант: при сжигании батареек, осветительных приборов и пигментов остается зола, содержащая свинец, кадмий, ртуть и мышьяк в разных концентрациях. Токсичные вещества в золе со свалок проникают в грунтовые воды и далее… по цепочке № 1. Европейские природоохранные агентства уже давно бьют тревогу, они провели исследование и выяснили, что мусоросжигательные заводы – главные источники загрязнения органическим хлором, источники диоксинов и фуранов – двух наиболее токсичных элементов, известных человечеству. Учеными также была доказана связь между диоксинами и развитием онкологических заболеваний, в западных странах ведется статистика частоты заболеваний дыхательной системы и раковых опухолей у людей, живущих вблизи мусоросжигательных заводов и свалок. А в России тем временем подобные предприятия только начинают свою деятельность, миллионы рублей идут на «раскрутку» отравляющего всю близлежащую округу завода.

Что делать?

Раз нельзя сжигать, значит надо перерабатывать! В головы европейцев давно пришла эта простая как все гениальное мысль, а время только подтвердило эффективность вторичной переработки не только для оздоровления экологии страны, но и для материального обогащения. Может, поэтому и средняя продолжительность жизни у них гораздо выше, чем у россиян?

– Пустая банка из-под тушенки или полиэтиленовый пакет сами по себе не мусор. Это ресурсы, которые превращаются в мусор только после смешивания с пищевыми отходами, – говорит наш земляк, есаул казачьей экологической дружины Станислав Пулко. – То есть, если мы не будем смешивать то, что выкидываем, у нас не будет и мусора.

Станислав разработал проект мусороперерабатывающего завода, который хочет реализовать на ейской земле. Как патриот родного города, он мечтает, чтобы город-курорт Ейск стал по-настоящему чистым и экологически здоровым. На этом заводе будут применяться уникальные разработки еще одного ейчанина, Владимира Кокорина, который изобрел установку «Санитар». В ее основе экологически чистая технология по переработке и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), которой нет аналогов в мире. А началось все несколько лет назад, когда Станислав побывал в гостях у друга в Германии:

– У них нет такой статьи коммунальных расходов, как вывоз мусора. Наоборот, государство платит своим гражданам за сдачу мусора, но не любого, а сортированного – примерно, 8 евро на человека в месяц. Весь свой мусор немцы сортируют по отдельным пакетам и выносят в три отдельных контейнера – стекло, пластик и пищевые отходы. В разное время приезжают разного цвета грузовики и забирают только свой контейнер. Допустим, в понедельник ездит белый грузовичок, он собирает только стекло, другие контейнеры он не имеет права трогать. Во вторник – желтый приезжает за пластиком. Все развозится по разным «кучам», таким образом, сортировка идет дальше. Но главное то, что сами люди сортируют свой мусор – это значительно облегчает дальнейшую сортировку и переработку. Есть у них и нарушители, как правило, это выходцы из стран СНГ. По контейнерным площадкам ездит специальная машина, вроде нашей экологической дружины, работники которой разрезают мешки со смешанным мусором и «роются» в нем в поисках любой информации о владельце. Если находят, нарушителю грозит штраф в пределах 2-3 тысяч евро. После такого штрафа хочешь не хочешь, а начнешь сортировать домашние отходы.

Что немцу хорошо, то и русскому…

Когда Станислав показал своим немецким друзьям фотографии ейских свалок, они ему не поверили, решили, что это фотомонтаж. Им было невдомек, как русские могут зарывать в вонючие мусорные горы то, что можно легко переработать и выгодно продать. Немцы предложили Станиславу сотрудничество. От них – все необходимое оборудование для мусороперерабатывающего завода, от русской стороны требуются бизнес-план и земельный участок, пригодный для строительства завода. И вот уже два года казачий есаул, который является еще и представителем международной организации Гринпис, обивает пороги ейских чиновников со своим деловым предложением. Пока что в ответ раздается только одно: «В Ейском районе уже практически готов к сдаче один завод…мусоросжигательный, никакого второго больше не требуется». Зато проектом мусороперерабатывающего завода заинтересовались другие города, Станиславу звонят из Астрахани, Ростовской области, они готовы предоставить участок под строительство завода, ведь прибыль будущего предприятия пополнит и местную казну. Да и новые рабочие места не помешали бы никакому городу!

На мусороперерабатывающих заводах содержимое наших мусорных ведер превращается в:

– металлопрофиль и полипропиленовые трубы;

– биотопливо и гранулы для скота и удобрений;

– покрытие для спортивных площадок и лакокрасочные изделия.

* Два года назад в рамках экологической программы «Сочи-2014» была уничтожена 70-метровая труба сочинского мусоросжигательного завода, вредные выбросы из которой поступали в окружающую среду с начала 90-х годов прошлого века. В скором времени планируют запустить мусороперерабатывающий завод, уже смонтировали сортировочную линию и провели первые испытания. Новый завод в Сочи будет перерабатывать 240 тысяч тонн мусора в год, что в два раза больше мощности старого завода.

* Пока готовился материал, Станислав Пулко «дошел» до казачьего генерала Николая Долуды. После ознакомления с бизнес-планом будущего завода вице-губернатор края поручил своему заместителю Николаю Первакову заняться ейским предложением вплотную. «Казаки испокон веков охраняли родную землю от недругов, теперь будут охранять и от экологической катастрофы», – сказал он. Только появится мусороперерабатывающий завод не в Ейске, а в Краснодаре. В Ейске же планируется организовать только сортировочную линию.