По поручению исполняющего обязанности замминистра природных ресурсов Краснодарского края Романа Авдеева, начальник отдела охраны водных объектов управления водных ресурсов министерства природных ресурсов Краснодарского края Александр Куцевол и сотрудник отдела Сергей Мазуренко договорились о встрече с Георгием Хоренко, героем статьи «Погибает Бейсугский лиман» («Приазовские степи» №58 за 26 мая 2017 г.). Старожил Ясенской Переправы, Георгий Георгиевич отослал опубликованную статью в природоохранное министерство. И написал, что хотел бы встретиться со специалистами, призванными охранять водные ресурсы. Чтобы обрисовать им ситуацию на месте и рассказать, что, по его мнению, нужно сделать для спасения лимана.

В тот день в ожидании гостей из края Георгий Георгиевич в который раз посвящает меня в проблему: «Когда-то Бейсугский лиман славился богатыми уловами. Но рыбакам было сподручнее возить рыбу на ахтарский завод по суше. И в 1946-м было решено Бугазское гирло перекрыть. Два месяца трудились рыбаки, заваливая пролив мешками с землёй. Так дамба перекрыла один из двух проливов, которые омывали Ясенскую косу и заполняли лиман из Азовского моря, делая его проточным.

Но когда Бугазский пролив «закупорили» и остался только тот, который у Ясенской Переправы, лиман оказался обречён. Нарушилась предусмотренная самой природой циркуляция воды, исчезли водоросли и нужные рыбам микроорганизмы. Теперь при сильных западных ветрах морское течение несёт за много километров с шиловского обрыва грязь и песок. Всё оседает в Бейсугском лимане, и он катастрофически мелеет. Глубина была полтора-два, а теперь и метра не будет. Когда-то здесь нерестилась половина азовской тарани. Сейчас и бычок на вес золота, и даже тюлька не заходит. Уникальный лиман погибает.

А ещё, когда круговорот воды нарушился, расширилось «в разы» ясенское гирло и размывает берег у Ясенской Переправы. Вдобавок, из-за того, что течение изменилось, море забрало ракушку, которую веками намывало вдоль берега, и понесло её на Ясенскую косу. И когда-то узкая, она всё больше наращивается наносным песком. А берег от Шиловки до Ясенской Переправы, наоборот, лишился защитного ракушечного «пояса», и его всё больше размывает». Но эти проблемы можно решить, считает Георгий Георгиевич. И главное, ещё можно вернуть жизнь Бейсугскому лиману, убрав отгородившую его от моря дамбу и открыв Бугазский пролив.

Как говорится, лучше раз увидеть. С Георгием Хоренко встречаем краевых специалистов у станицы Ясенской (на снимке) и вместе едем в сторону Шиловки. «Метрах в четырёхста от берега, где сейчас море, до начала 60-х стоял рыбацкий посёлок Шиловка. Вон там был магазин, там – поселковый клуб, – показывает Георгий Георгиевич. – Всё развалило море, всё ушло под воду, и люди перебрались на бугор. И хотя берег постоянно укрепляют, море уже отвоевало у Шиловки метров шестьсот».

Едем в посёлок Ясенская Переправа, где прошло детство Георгия Хоренко. «Здесь, когда-то…» – это повторит не раз. Останавливаемся у ясенского пролива. «Там, – показывает, – был причал, а там – ясенский элеватор… А вон торчит из воды один из створов входа в порт». Снова садимся в машины, едем к переправскому рыбколхозу имени Кирова. Останавливаемся у 1-й рыбацкой бригады. Георгий Георгиевич рассказывает, что раньше «пэтээсы» малым ходом подходили к берегу. И сражает «фотодокументом» – редкий снимок сделан в 54-м местными рыбаками. «А сейчас, – говорит, – до берега метров пятьсот идти на поднятом моторе. Что будет с лиманом дальше?»

Стоило человеку «влезть» в отлаженный природой механизм, как началось болезненное перерождение Бейсугского лимана. И всё Азовское море сегодня больно. Размываются песчаные косы, обрушиваются берега, заиливаются и заболочиваются водоёмы. Поговорили мы с приезжими специалистами и о Ханском озере, и о погубленной запрудами Ясени… Ошибки нужно исправлять. Но многое упирается в финансирование, и часто серьёзные проблемы становятся «неразрешимыми» как раз на стыке ведомств. Спасение Бейсугского лимана – в полномочиях федеральных природоохранных органов. Но, так или иначе, если не убрать дамбу, «болезнь» лимана будет прогрессировать. «Кто-то ведь должен за это переживать и действовать… – волнуется Хоренко. – Вы расскажите в министерстве», – обращается к специалистам.

Татьяна Шекера