Игорь МАЛАХОВ.

В Ейском районе есть несколько скульптур, посвящённых образу матери. Если «Материнство» в парке имени Калинина установили сразу после войны, то другие статуи появились значительно позже городской – в пятидесятые-шестидесятые годы.

Так, в Кухаривке есть скульптурное изображение матери с младенцем. Оно было изготовлено по заказу местного сельсовета для детского сада. Садика давно уже нет, а скульптуру сохранили. В станице Копанской есть подобная садово-парковая скульптура. А ещё в 2005 году к шестидесятилетию Победы в Воронцовке торжественно установили большой монумент, изображающий скорбящую по погибшему сыну мать. Её автор – местный мастер Алексей Коноз.

Скульптура «Материнство», изображающая женщину с ребёнком на руках,
появилась в Ейске в 1946 году. Проводили реконструкцию парка имени
Калинина. Именно тогда в город привезли несколько садово-парковых
скульптур, которые в парке и установили. Большинство из них не выдержали
испытания временем и разрушились.

Садово-парковая скульптура издавна является важнейшей частью
паркового искусства. Яркий пример – сады Петергофа с их великолепными
фонтанами и статуями. Но в Советском Союзе не было таких мастеров
садово-парковых ансамблей, как Жан-Батист Леблон. Да и цели перед
парками тоталитарное государство ставило совсем иные. Скульптуры, как и
всё вокруг, должны были пропагандировать. Если это была «Девушка с
веслом», то подразумевалось, что это комсомолка. Если мать с ребёнком на
руках, то обязательно – со взглядом, устремлённым в счастливое будущее.
Ещё очень популярны были «Пионер с горном» и «Дискобол»,
позаимствованный у древнего Мирона. Эти статуи тысячами – абсолютно
одинаковые – устанавливались по всей стране: в садах, парках, на аллеях.
Даже на отдыхе советским людям напоминали о том, в какой счастливой
стране они живут. Были и у нашего города свои «Дискобол» и «Пионер».
Ейчане ещё помнят обломки «Девушки с веслом». Остались лишь «Народный
мститель», притаившийся среди деревьев рядом с бюстом Хрюкина, и
пресловутое «Материнство». Не так давно на последней появилась табличка с
надписью, ставящей статую на службу новым реалиям: «Низкий поклон вам, матери России».