Наверняка во всём мире вы не разыщете человека, который не знает, что такое цирк. Весёлые клоуны, дрессированные животные, бесстрашные акробаты, «гуттаперчевые» гимнасты и виртуозные жонглёры – они без устали развлекают публику головокружительными трюками.

Но далеко не все зрители знают, что происходит после того, как погас свет и опустился занавес. А между тем артисты – это люди, для которых слова «цирк» и «жизнь» – синонимы. На днях я заглянула в закулисье цирковой жизни городского Дворца культуры и пообщалась с одним из руководителей народной цирковой студии «Алые паруса» Алексеем Крупиным.

В чем особенности цирка как вида искусства? Ведь для нас, зрителя – это увлекательное зрелище, шоу. А на деле цирковые артисты всю жизнь осваивают не только мастерство, технику, но и умение передать эмоции и вызвать эстетические чувства у зрителей, а это уже – искусство.

Встречайте, на манеже – Алексей Крупин!

– Расскажи, как начинался твой цирковой путь.

– В детстве, как любой мальчишка, я любил лазать по деревьям, крышам. Но у меня это доходило до фанатизма, папа соорудил мне турник в дверном проёме, и с того дня я не слезал с него часами. Самостоятельно научился сидеть на шпагате. Мама сказала тогда папе, что мою энергию нужно срочно куда-то направлять. И вот тогда-то меня и привели в цирк. Поначалу ничего не получалось, я расстраивался, плакал. Не мог сделать даже банальные «колеса». Но со временем я влюбился в цирковое искусство. Всё своё свободное время проводил на сцене. С самого начала мне полюбился жанр – «эквилибр на тростях». И на сегодня у меня есть полноценные отработанные цирковые номера для выступлений.

 – Неоднократно видела твоё изображение на плакатах афиши театральных постановок. Помимо цирка ты увлекаешься ещё театром?

-Да, примерно в 10 лет я начал заниматься театральным искусством. Первую роль, Маугли, я сыграл без слов. Но все равно для меня это было значимое событие. В 14 лет я был назначен играть главную роль в сказке «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Потом незначительные роли в массовке. На сцене проводил больше времени, чем дома. И неважно: была главная это роль или второстепенная.

 – В свои 22 года ты уже являешься одним из руководителей народной цирковой студии «Алые паруса», расскажи, как тебе это удалось?

 – В возрасте 14 лет мне пришлось уйти из цирка из-за операции на аппендицит. Тяжело далось расставание с любимым делом, но, тем не менее, я не перестал заниматься театральным искусством. Играл главную роль в постановке «Донна Люция или здравствуйте, я ваша тётя». После окончания школы поступил в училище на специальность – строитель. Да-да, вам не послышалось, я по профессии – строитель, но ни разу не использовал свои знания на практике. В 18 лет отправился служить в армию, а как только вернулся, меня снова потянуло на сцену. А именно на любимые «трости». С этого момента я и возобновил занятия. Когда мне предложили тренировать детей в городском Дворце культуры, я без раздумья согласился. Это место стало для меня родным, я знаю здесь каждую дверь, сцену, зал. Сегодня детская группа, с которой я занимаюсь, выступает почти на каждом городском мероприятии, и наши выступления всегда вызывают фурор.

 – То есть, ты тренируешься и выступаешь вместе с детьми?

 – Конечно, на каждой тренировке я отдаю всего себя детям, к каждому нашёл свой индивидуальный подход. А в перерыве между занятиями – тренируюсь сам. Учитывая, что я обрёл себя ещё в одном жанре – «ремни», разучиваю новые номера.

 – Наверняка это не обычные ремни для одежды, а что-то в виде верёвок?

 – Ну, не совсем. «Ремни» – воздушный силовой жанр, где снаряд представляет собой две узкие полоски плотного материала. Впервые опробовал я их несколько лет назад. К нам в гости в город приехали «старые знакомые» из цирка-шапито, чтобы потренироваться в перерыве между выступлениями. Простыми словами, шапито – это круглый передвижной цирк в шатрах (самый известный в мире – «Цирк дю Солей»). Вот тогда я и увидел, что они вытворяют на ремнях. А т.к. я очень люблю силовые номера, и тем более в воздухе, понял – это оно. Постоянно выпрашивал у ребят дать мне возможность позаниматься, и как в детстве – не слазил с турника, так и тогда не выпускал из рук ремни. В итоге перед отъездом ребята подарили мне этот снаряд. Через два месяца я полноценно отработал номер, и после первого же вступления на сцене он вызвал восторг у зрителей. Я будто переродился в новом жанре.

 – Что самое трудное в работе с детьми?

-Ну, в первую очередь, дети – это «море энергии», и порой они направляют её в ненужное русло. Много балуются, и очень важно научить их дисциплине. Порой я даю им задание разминаться, и стоит мне отойти на две минуты, они тут же разбегаются по разным углам. Цирк – это очень сложное искусство. И не каждому ребёнку дано заниматься им. Я имею ввиду, что некоторым детям очень тяжело, например, для того чтобы сесть на шпагат, им может потребоваться целый год, а другие за два месяца смогут сесть на прямой и поперечный шпагат.

 – А сколько детей у вас занимаются и по каким дням?

 – У нас в коллективе занимаются более 50 цирковых артистов, и все они разных возрастов. Конечно, больше детей, но есть и те, кому за тридцать. Каждые две недели приходят новые ребята. Тренировки проходят четыре раза в неделю: понедельник, среда, пятница и воскресенье. Первая смена с 9 до 12, вторая – с 15 до 18. Занятия абсолютно бесплатные. Мы каждый раз придумываем что-то новое, улучшаем номера, добавляем сложные элементы.

 – У тебя есть мечта или цели на ближайшее будущее?

– Сейчас я «работаю» два полноценных номера на ремнях, один из них – парный. Каждый день обдумываю новые идеи для одиночного номера. Хочу освоить несколько сложных комбинаций. И, когда у меня будет в «копилке» два «твёрдых» номера, хочу презентовать себя в цирк-шапито. На сегодняшний день я не представляю свою жизнь без цирка. Ведь он и есть моя жизнь.

София Каширская