Наталья Костенко: «ЦБ РФ должен усилить контроль за порядком оказания услуг при оформлении электронных полисов ОСАГО».

С просьбой проверить работу страховых компаний при оформлении электронных полисов ОСАГО и усилить контроль за оказанием подобных услуг к главе Центробанка РФ Эльвире Набиуллиной обратилась член Центрального штаба ОНФ и координатор законодательных инициатив Народного фронта в Госдуме Наталья Костенко. Причиной обращения послужили жалобы автовладельцев Краснодарского края и некоторых других регионов, поступающие в адрес депутата Госдумы. В жалобах заявители указывают, что не могут получить электронный полис ОСАГО у выбранного страховщика, поскольку тот, ссылаясь на технические проблемы, автоматически перенаправляет заявителя на сайт другого страховщика, предложенного случайным выбором по номеру ПТС.

Напомним, с 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Закон об ОСАГО, согласно которым страховые компании обязаны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов. При этом суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. В случае проведения плановых технических работ страховая компания обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания, которые не могут проводиться чаще одного раза в месяц в период с 8 до 22 часов по московскому времени.

«На Кубани услуга оформления электронного полиса ОСАГО востребована. Благодаря введению электронных полисов, в страховых компаниях практически исчезли очереди, — говорит Наталья Костенко. — Однако в мою приёмную стали поступать жалобы от кубанцев на то, что страховщики на своих сайтах начали перенаправлять их за получением полиса к своим коллегам, и, соответственно, другая страховая компания может поступить так же. Весь прошлый год мы с автомобилистами и общественниками боролись с очередями, практикой отказов в заключении договоров и перенаправлениями в другие страховые компании со ссылкой на технические трудности или ввиду отсутствия полисов и достаточного количества сотрудников. Мы не можем допустить повторения ситуации, только теперь в веб-пространстве, и  просим Центробанк пресекать подобные практики на этапе их возникновения».

Возможность перенаправления страховщиками граждан в другие страховые компании за оформлением полиса ОСАГО предусмотрена постановлением президиума Российского союза автостраховщиков, но число таких перенаправлений документом не ограничено.

«Это хождение по кругу по сути может быть бесконечным и является фактическим отказом в оформлении ОСАГО. И наложить штраф за подобные действия страховщиков в настоящее время невозможно. В связи с этим я обратилась к главе Центробанка России Эльвире Набиуллиной с просьбой принять меры, направленные на усиление порядка оформления электронного полиса ОСАГО, ограничивающего количество перенаправлений на сайт страховых компаний, а также регламентировать обязанность страховой компании предварительно уведомлять ЦБ РФ о техническом сбое в работе сайтов», — сказала Наталья Костенко.

Напомним, в прошлом году в Краснодарском крае возникла острая проблема с получением полиса ОСАГО. Основным препятствием для местных автомобилистов были очереди в страховых компаниях, численность которых порой доходила до 1,5 тыс. человек, как, например, в Армавире, и почти тысячи человек в Ейске. По словам посетителей офисов страховых кампаний, чтобы не лишиться своего места в списке, им приходилось ежедневно отмечаться и узнавать, насколько продвинулась очередь, а также ночевать у офиса в день рассмотрения заявки. Результаты проведённых ОНФ рейдов показали, что причиной тому была неэффективно организованная работа офисов страховых организаций, а также плохо работающая информационная база страховых организаций. По итогам рейдов были направлены жалобы в Генпрокуратуру и Центробанк о выявленных нарушениях в отношении отделений страховых компаний с просьбой провести проверку исполнения страховыми компаниями закона об ОСАГО. А со страховщиками и автолюбителями активисты ОНФ провели большую разъяснительную работу, в том числе о возможности направления заявки на получение полиса через «Почту России».

С этого года ситуация с получением полисов ОСАГО на Кубани значительно улучшилась. По данным Российского союза автостраховщиков Краснодарский край даже стал лидером по оформлению электронных полисов. В январе 2017 г. страховые компании заключили почти 190 тысяч договоров автострахования в электронном виде, что составляет 60 процентов от общего числа таких договоров, заключённых за весь 2016 год.

«Сейчас в целях защиты нарушенных прав в случае перенаправления на сайт другой страховой компании автовладельцы должны обратиться с соответствующей жалобой в интернет-приёмную Банка России на сайте ЦБ РФ  https://www.cbr.ru/reception/, приобщив к жалобе доказательства невозможности получения страховой услуги  — скриншот страницы страховой компании, где указана информация о невозможности оформления электронного полиса ОСАГО по техническим причинам», — заключила Наталья Костенко.

Светлана Валерьева