Говорят ладно, да по сумме накладно

Не так давно в нашей газете была опубликована статья «Подарок» за сто тысяч». Она не только вызвала много отзывов читателей, но и натолкнула меня на мысль описать ситуацию, которая произошла лично со мной. Так как подобные схемы мне давно известны, то сначала я не придала ей значения, но сейчас понимаю, что о таких случаях рассказывать нужно.

В Татьянин день в моей квартире раздался звонок. На пороге стояли два молодых человека, одетые аккуратно, в деловом стиле. У них в руках был большой пакет. Ребята уточнили: моё имя, случаем, не Татьяна? Я сказала, что нет, но пошутила, что от него у меня лишь хвостик. Видя мой вполне доброжелательный настрой, ребята оживились и сказали, что сделают исключение, пусть оно будет мне подарком. Уже в этот момент  понимала, о чём пойдёт речь. Обычно в таких случаях я сразу ссылаюсь на отсутствие свободного времени и закрываю двери. Но в этот раз решила выслушать всё, что мне расскажут, чтобы понять, на что же так «покупаются» люди.

Презентация, которую проводили ребята, была составлена с умом. Говорили грамотно, чётко, расставляя акценты. Сразу видно, что к вопросу подошли серьёзно – долго тренировались. Рассказывали о преимуществах товара, который хотят предложить, не забывая упоминать о том, что мне на самом деле сегодня очень повезло — открыть им двери. Задавая наводящие вопросы, визитёры «прощупывали почву» и уже ориентируясь на мои ответы, достали из своего большого пакета сначала комплект постельного белья, потом набор ножей, сковороду и на подарок кому-то из близких мне мужчин – электробритву. Всё действо сопровождали весьма интересные манипуляции. Сначала мне предметы в руки давались, потом под разными предлогами отбирались и вновь возвращались мне в руки со словами: «Мы не Деды Морозы, но это подарок!» Учитывая мою коммуникабельность, шутками-прибаутками удалось тоже их «прощупать». Оказывается, все эти передвижения товаров из рук в руки – тактический ход, который психологически действует на человека. То есть, приняв в дар какую-то вещь, к ней как бы привыкаешь, а с учётом волшебного слова «халява» потом не хочешь её терять. Именно об этом и обмолвились ребята. Видимо, такой хитрый ход, и правда, действует, но так как я просто проводила следственный эксперимент, то конечно, меня это никак не зацепило. Более того, в ответ на их постоянные намёки на невероятное везение я периодически задавала один и тот же вопрос: «Сколько в итоге я окажусь им должна, в какую сумму мне это выльется?» Они откровенно уходили от ответа. Презентация длилась минут двадцать, пока всё-таки моё терпение не лопнуло. Я поняла, «подъездные» продавцы ориентируются на моё настроение и ответы, которые позволяют им оценивать финансовое положение «жертвы». Когда из пакета показался пятый по счёту товар, я сказала: хватит! Ребята смекнули, что слегка перегнули палку и, наконец, перешли к главному… Как оказалось, постельное бельё, ножи, сковорода и электробритва — самого высокого качества, а потому стоят 32 тысячи рублей. Но мне же сегодня повезло! Поэтому молодые люди готовы их «подарить» всего за 10 тысяч рублей! Я с улыбкой выслушала их предложение. К слову, лично моё мнение, эти четыре предмета от силы потянули бы тысяч на пять-шесть. Но не суть. Вежливо им напомнила все свои ответы и сказала, что ни одна из этих вещей мне не нужна — так сказать, в хозяйстве всё имеется. Сориентировавшись в ситуации, продавцы сразу начали отметать часть товаров. Первыми в «корзину» улетели ножи, завёрнутые в постельное бельё. Торговаться стали по поводу сковороды и электробритвы. Потом в приоритете остался лишь подарок для мужчин по причине приближающегося 23 февраля. К моменту завершения нашего разговора я уже еле сдерживала смех. Попыталась сказать, что деньги у меня только на карте и дома вообще нет наличности. На что мне предложили проехать к банкомату. Упомянув вскользь, что сегодня я уже шестой по счёту «счастливчик» и что некоторые из предыдущих, которые с радостью приобрели множество вещей, сами буквально бежали к банкомату, только бы не упустить уникальный шанс.

Но так случилось, что со мной им не повезло… И наконец, они это, действительно, осознали. Дальнейшие слова можно смело назвать сверхуникальными. У меня спросили: «Ну хоть презентация вам понравилась?» Я подтвердила, что она хороша и на многих подействует. После чего попросили дать хотя бы сто рублей за бесполезно потраченное на меня время, мотивируя фразой «разве мы не заслужили?» На что я ответила, что если получу сдачу двести рублей, то мы будем в расчёте, потому что, пока я стояла и слушала их речи, могла бы успешно заработать триста рублей за написание статьи. Опешившие от моего ответа, они извинились и больше в нашем подъезде ни к кому не стали стучаться в дверь.

Что могу сказать. Анализируя ситуацию, понимаю, что грамотное «запудривание» мозгов вкупе с некоторыми психологическими приёмами вполне себе может сработать. Люди расслабляются, начинают верить в уникальную возможность стать обладателями сверхкачественных вещей, даже цена перестаёт их смущать и отрезвлять от откровенного, на мой взгляд, надувательства. Напомню, что никто никого не принуждает, всё происходит по обоюдному согласию сторон, а потому и винить в этой ситуации нужно в первую очередь себя. Если вы трезво смотрите на вещи, то никто насильно не сможет заставить вас вынуть из кошелька ваши кровные.

Я спросила у ребят, а стоит ли оно того? Вот так ходить по подъездам, стучаться в двери, навязываться со своими чудо-товарами? В конце концов, нашли бы более «приличную» работу. На что мне уверенно ответили: не было бы это дело прибыльным, мы бы им не занимались.

Яна Резникова