Олена ЖОЛОБОВА.

На днях в Ейске прошло выездное заседание двух комитетов Законодательного собрания края (по вопросам топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности). За несколько часов до совещания депутаты посетили порт, уделив особое внимание площадке ОАО «Ейский морской порт» – там идет монтаж нефтеналивного комплекса. Жалобы ейчан в ЗСК по поводу того, что работа терминала негативно скажется на окружающей среде, и привели законодателей в наш город.

На заседание пришли представители всех организаций, контролирующих
деятельность портовиков и транспортников, а также инициативная группа
ейчан. Законодатели сразу сказали, что готовы к конструктивному диалогу,
а не к митинговым страстям.

Аргументы: против порта – за курорт

Первым взял слово Валерий Сагайдак – представитель от пяти общественных
организаций Ейска. Планируемая перевалка терминалом «ЕМП» до миллиона
тонн мазута позволила ейчанам произвести собственные расчеты. Для такого
объема перевалки мазута необходимо, чтобы в порт прибывало около 50
железнодорожных цистерн с опасным грузом ежедневно. Глубина акватории
Ейского порта ограничивает тоннаж заходящих в порт танкеров, поэтому
потребуется примерно 333 судозахода в год. Cейчас на весь kurort.jpgпорт их 144.
Близость терминала к жилью, а также то, что единственная железнодорожная
ветка пролегает вдоль лимана, по мнению инициативной группы ейчан,
представляет угрозу здоровью людей и будущему существованию курорта.
Выход противники нефтеналивного терминала видят либо в запрете его
деятельности, либо в выносе комплекса за черту города. Если же терминал
все же начнет работать, то пусть портовики хотя бы заложат в городской
бюджет страховую сумму на ликвидацию последствий возможных аварий в
размере нескольких миллиардов рублей. Деятельность компаний портового
комплекса не первый год является камнем преткновения для сторонников
развития курорта. Загазованность воздуха, круглосуточное движение
большегрузов по жилым улицам, а теперь угроза экологической катастрофы –
все это не способствует имиджу здравницы.

Мнение законодателей: порт в «клещах»

Пока идея камышеватского порта не нашла сторонников среди законодателей:
в условиях кризиса его строительство нереально. Чтобы привлечь
инвесторов, государство должно создать инфраструктуру для мощного
предприятия: подходной канал, объездную дорогу, энергетическое
обеспечение. Однако и ейскому порту сегодня развиваться некуда – вокруг
жилая зона. Увеличить рентабельность можно только за счет улучшения
качества работы. А экологическую ситуацию необходимо держать под
контролем. Тем более, что жалобы жителей города были подтверждены в ходе
проверок. Например, краевой Роспотребнадзор проводил мониторинг
загазованности в двух точках города с интенсивным движением
большегрузного транспорта: на пересечении улиц Гоголя и Хмельницкого и в
районе порта «Виста». В сорока процентах случаев было зафиксировано
превышение допустимой концентрации вредных веществ. Отчеты и предложения
санитарные врачи отправляли муниципальным властям. Почему не
оштрафованы нарушители? На этот вопрос депутатов ответа не последовало.
«Зубастей должна быть ваша организация, – констатировал Валерий
Науменко, председатель комитета ЗСК по вопросам топливно-энергетического
комплекса, – вы же представляете закон!».

Контролёры. Что сделано?

Похожая ситуация произошла и с представителями Росприроднадзора по ЮФО.
По жалобам жителей в прошлом и этом году проверили работу стивидоров. У
нескольких фирм не оказалось разрешения экологов на деятельность.
Компании оштрафованы. Сегодня, пройдя все необходимые процедуры,
положительное заключение экологов получили ООО «Ейск-порт – Виста» и ООО
«Директория – Новый морской порт». Работу экологических служб по
проверке деятельности некоторых компаний сдерживает их отказ
предоставить требуемую документацию вообще либо в полном объеме. Почему
же эти компании до сих пор работают? Вопрос риторический.

Оказались вопросы у законодателей и к представителям ГИБДД. Воздух
припортовых улиц, вопреки установленным знакам, круглосуточно загрязняют
мощные моторы грузовых автомобилей. Да и дороги серьезно страдают от
перегруза. Почему не проверяют машины на уровень вредных выхлопов? А
сколько протоколов на нарушителей составили? Есть нарушения, нет
наказанных.

Сергей Величко, и.о. руководителя краевого департамента природных
ресурсов, предложил организовать круглосуточный контроль состояния
воздуха в Ейске. Результаты проб воздуха, анализа уровня шума по идее
должны постоянно выводиться на информационные экраны, которые уже есть в
городе. Любое превышение допустимых норм повлечет остановку транспорта и
деятельности портовиков. Так действуют в цивилизованной Европе.
Департамент готов проводить мониторинг, необходимо лишь оборудовать для
него специальный пункт с привлечением средств администрации города,
портовиков, самого департамента.

Предварительные выводы

Взгляд комиссии на ситуацию высказал депутат ЗСК Владимир Петров: «Порты
Краснодарского края переваливают треть всех нефтепродуктов страны, и
ЗСК поддерживает политику государства в развитии портовой отрасли. В
Ейске же это вызывает тревогу, так как порт граничит с жилыми домами, а
дорога, по которой в порт доставляются грузы, проходит через весь город.
Очевидна угроза со стороны порта курорту. Позиция ЗСК: объективный
анализ деятельности портовиков, соблюдение законности». Чтобы принять
решение необходимо ускорить работу по корректировке генерального плана
Ейска, официально обозначить санитарные зоны, проверить законность
размещения нефтеналивных терминалов на территории порта, обустроить за
чертой города терминал для отстаивания транспорта и временного хранения
грузов, организовать попечительский совет для обеспечения
круглосуточного мониторинга состояния окружающей среды. Для всего
вышеперечисленного нужны время и деньги. А для усиления работы
представителей федерального контроля (на этом настаивают законодатели)
по охране жизни и здоровья ейчан не надо и этого.