Олена ЖОЛОБОВА.

Осень, похоже, – традиционная пора для публичных выступлений, заявлений и протестов. Последние события поделили жителей на сторонников порта или курорта. Все реже обе стороны пытаются услышать друг друга и сообща найти компромисс. Почему курорт хорошо, а денег в бюджете мало? Какие предложения развития района можно реально претворить в жизнь? На эти вопросы согласился ответить председатель Ейской межрайонной торгово-промышленной палаты Петр ПОДСТАВКА.

– Петр Михайлович, вы как депутат и гражданин активно участвуете в
обсуждении будущего нашей территории. Насколько выросли бюджетные доходы
от курорта в этом году и сколько денег он принес в прошлом?

– В этом сезоне в районный бюджет поступило 20 миллионов рублей от
курортной деятельности и 2 миллиона – от квартиросдатчиков. Это всего на
несколько процентов больше, чем в прошлом году.

– Почему, на ваш взгляд, разговоры о развитии курорта все громче, а доходы растут мало?

– Доходы во все уровни бюджета только тогда будут поступать эффективно,
когда будет продумана вся цепочка работы в курортной сфере. Однако
структуры, отвечающие за прием и обслуживание отдыхающих, не могут
ответить на вопрос: «Где деньги, Зин?» А ведь если судить по числу
отдыхающих, в казну муниципалитета налогов должно было поступить в 20
раз больше.

– Серьезного развития курорта не видно. Где взять на это деньги?

– Есть то, что не требует серьезных материальных вливаний. Многие
отдыхающие жалуются на качество обслуживания в магазинах, общепите. ТПП
организовывала обучение для работников сервиса. Многие ли
воспользовались им? А ведь бизнесмены теряют прибыль, а город –
отдыхающих. В советские времена считали, что рыночная экономика заставит
делать все идеально. Что мы имеем сейчас? В большинстве случаев
отсутствие профессионализма – в торговлю ринулись все, кому не лень, и
при этом нежелание особо «пахать на кого-то». Отсюда и качество. Для
сравнения: нашими курсами по менеджменту курортного бизнеса в прошлом
году воспользовались всего 10 квартиросдатчиков из семисот действующих и
ни одного официанта или продавца. Задумайтесь! Кроме того, ограничили
проверки качества товаров и услуг. Теперь проверяют только по плану,
иначе сразу жалобы в прокуратуру. Значит, по плану за год можно
проверять всего 300 предпринимателей из 8 тысяч действующих. О каком
контроле может идти речь? С одной стороны, наша палата должна защищать и
интересы предпринимателей, но с другой – о каком прогрессе может идти
речь при таком отношении к делу, ведению хозяйства? А вот высокие цены —
вопрос более серьезный. В Ейском районе коммунальные услуги одни из
самых дорогих в крае. Из них складывается стоимость проживания, питания.
Сделайте меньше – будете работать себе в убыток. Выбор очевиден.

– Есть проект развития города-курорта. Что реально осуществить уже к следующему сезону 2011 года?

– Как такового проекта нет. Сейчас обсуждается генеральный план развития
города Ейска на 50 лет. Что в нем будет определено с точки зрения
развития курорта – решать ейчанам. Аналитический центр ТПП в свою
очередь готовит целый перечень предложений по развитию города-курорта и
организации курортного бизнеса.

– Серьезно влияет на «лицо» города отсутствие ливневки. Проблема существует не первый год и даже не первое десятилетие…

– Действительно, какой же город может существовать без ливневой
канализации? Тем более, претендующий на звание курорта. В 1990 году ее
спроектировали. По проекту, ливневые потоки должны были собираться на
определенной возвышенности и затем по соответствующему коллектору
поступать в очистные сооружения. В 1991 – сдали первую очередь: по
улице Нижнесадовой (в районе нефтебазы) до улицы Шмидта. Потом деньги,
как и тогдашнее государство, закончились. Пока мы не реанимируем проект,
не доведем его до логического завершения – о каком городе-курорте
вообще можно говорить?

– Идея порта в станице Камышеватской никак не перейдет в стадию реализации. Где найти инвесторов?

– Идея камышеватского порта не призрачна. Просто она саботируется
некоторыми частными и официальными структурами. Зачем строить, если пока
можно жить безбедно и так? Очень жаль думающих так бизнесменов. А
инвесторы в камышеватский проект еще есть, да и правительство страны
вроде бы не против. Просто нужна настойчивая и последовательная работа в
этом направлении. Во-вторых, и «Росморпорт», и морская администрация, и
стивидорные компании, используя возможности сегодняшнего порта, все же
могли бы поддержать строительство камышеватского порта. За 10-15 лет
произошел бы плавный переход предприятий портового комплекса на новую
территорию, где есть перспектива развития своего дела.

– На публичных слушаниях по «Ейскому морскому порту» вы сказали, что
бюджет района трещит по швам: зерно продать нельзя, порт стоит, выхода
нет, рассмотрим предложения. Поступали ли действительно дельные
предложения по развитию промышленности?

– Поступали предложения из Москвы, Кузбасса, других регионов о развитии
пищевой и перерабатывающей промышленности. Но и самим ейчанам нужно
наконец определиться: а чего мы сами хотим? Сейчас для этого наиболее
удачное время, так как обсуждается план развития города и косы Долгой.
Давайте все вместе поучаствуем в разработке предложений и определим наши
рубежи.