Ольга Радулова.

Прошли общественные слушания, сухим языком официальных документов они называются «по материалам оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности Ейского морского порта». Его владельцы планируют часть причалов переоборудовать под перегрузку жидких углеводородов. Естественно, что обсуждение столь противоречивого проекта собрало немало столь же противоречиво настроенных горожан.

В меню столовой морского порта в этот день было всего одно блюдо –
проект реконструкции причалов. Зато дегустаторов оказался полный зал.
Общественные слушания собрали и сторонников, и противников нефтяного
терминала. В относительном спокойствии собравшимся удалось выслушать
лишь два первых выступления – представителей администрации порта и
проектной компании. Специалист компании «Чистая планета»,
разрабатывавшей экологическую часть проекта, Владимир Сароченко уверен,
что при нормальных условиях работы воздействия на морскую среду и ее
обитателей оказываться не будет. А соблюдение всех рекомендаций ученых
позволит держать процент выброса загрязняющих веществ на границе с жилой
зоной в рамках гигиенических нормативов. Для Ейска это 80 процентов
предельно допустимой концентрации.

Инженерам, как и ожидалось, не поверили. Выкрики из зала, язвительные
комментарии сопровождали практически каждое предложение. Уже через пapу
минут стало ясно, что договориться портовикам и их противникам будет
трудно. Тот, кто умело выступает на митингах, слушать оппонентов не
привык. Да и рабочие порта, которых протестующие активисты теоретически
могут лишить работы, люди простые и деликатностью их реакция на выкрики
не отличалась. Впрочем, были в зале и те, кто пробовал все проблемы
«разложить по полочкам». Люди разумные считают, что жесткий общественный
контроль над предприятиями, потенциально опасными для экологии, –
лучший способ защитить интересы горожан. Власти Ейского района и
депутатский корпус настаивают на прозрачности во всех вопросах,
касающихся строительства терминала.

– Сегодняшнее мероприятие это хорошее дело, – обратился к землякам
председатель торгово-промышленной палаты Петр Подставка. – Значит народ
начинают слушать и с ним считаться. Раньше и этого не было. Но нельзя
превращать все в крик, надо делать дело. Ну, пошумели мы на митинге, что
он дал, кроме вала негатива? Нужна серьезная большая программа,
компромисс, который устраивал бы всех. Если все закрыть, то как быть
тем, кто здесь работает? А как быть бюджету?

С каждым годом Ейску все труднее объединять в себе два звания – порт и
курорт. Поэтому значительная часть протестующих – это люди, чей бизнес
связан с приемом отдыхающих. Их беспокойство понять можно. Хозяйка
экскурсионного бюро Наталья Сазонова признается, что не может есть
местную рыбу – ей кажется, что вся она чем-то неприятно пахнет. Те же
отзывы она летом слышит и от туристов. По ее мнению, попахивает не
только от свежей рыбы, но и даже от сушеной тарани. Однако большинство
мужчин-рыбаков в зале с ней не согласились. Люди технически подкованные
понимают, что отечественное портовое хозяйство пока не образец
экологической чистоты, но убрать причалы из Таганрогского залива не
получится. Нефтяной терминал для портовиков и властей всех уровней –
способ пополнить небогатый бюджет.

«Создается такое впечатление, что ребенок еще не родился, а мы начинаем
уже бояться – а вдруг родится и кого-то убьет? – кипятится один из
рабочих-портовиков. – Но ведь рожают же! Рожают, а потом воспитывают. И
все зависит от того, как его воспитать. То же самое и с терминалом – все
будет зависеть от того, как мы его построим. Жаль, что здесь слышен
только крик, а не вопросы по реконструкции. Даже не поинтересовались
подробностями. Сразу говорите – нет!»

Оказывается, на слове «нет» можно неплохо зарабатывать. На общественное
слушание в Ейск прибыл и целый десант профессиональных «протестантов».
На время оставив пикетирование олимпийских строек в Сочи, приехал даже
главный воин от экологии края Андрей Рудомаха. Российских поборников
экологии все чаше обвиняют в том, что, отрабатывая деньги иностранных
фондов, они тормозят технологическое развитие страны. В Ейске «зеленые»
вели себя громко – выкрикивали слова: «Фарс!» и «Все подстроено!».

Шумное обсуждение продолжалось около двух часов. По закону, протокол
общественных слушаний, а значит и претензии горожан к проекту, должны
быть учтены администрацией морского порта. Но уже ясно, что прекращать
развитие порта, к чему призывают наиболее радикально настроенные
активисты, невыгодно ни городу, ни его жителям.