Татьяна ШЕКЕРА.
У тех, кто однажды услышал и полюбил этого певца, такое ощущение, что знают его очень хорошо. Наверно, это потому, что в творчестве поэта, композитора, музыканта и исполнителя Сергея Трофимова нет главного и второстепенного – в песнях «на равных» хорошая музыка и глубокий текст. Но для меня есть в его творчестве загадка. Ответить на нее попросила Сергея Трофимова в кратком интервью перед концертом.
– Сергей Вячеславович, обычно песни делятся на «серии». Условно говоря,
политические, блатные, сатирические и, конечно же, любовная лирика. Вы
пишете и поете обо всем. Но ваши «политические» песни (в том числе
любимая многими «Тетя Соня» про исход евреев из России) вроде бы и не
«политические», а лирические. А как будто бы блатные песни из циклов
«Аристократия помойки» – вовсе и не блатные, а тоже полны лирики. То же
скажу о вашей «песенной сатире». Когда в песне про пьяную свадьбу, где
«в руках невеста, а под мышкою жених», подсмеиваетесь над своими
героями, вы делаете это очень по-доброму, с любовью. И снова – это
лирика. Не говорю уже о песнях про любовь. Все ваше творчество глубоко
лирично. Скажите, как это у вас получается?
– Есть замечательная традиция русской литературы – писать о маленьком
человеке. Вникать в его «маленькие» проблемы и сострадать ему. Столпы
общества, его элита – на виду. А он – загадка. И он совсем не тот, каким
подают его обычно в средствах массовой информации. Тема маленького
человека во всех его проявлениях мне очень близка. Думаю, потому и
лирика.
– Но она – если настоящая – невозможна без самовыражения. Скажите, какое качество в человеке для вас самое неотъ-емлемое?
– Совесть.
– Думала, скажете – искренность….
– Но это почти совпадает.
– Сергей, из всех ваших песен какая «самая ваша»? Хочу сказать – любимая.
– Дороже всех та, что пишется сейчас.
– В песне «Сегодня в городе моем» вы грустите. Там про весеннюю капель и
«симфонию водосточных труб». Там есть слова: «От упоенья этой музыкой
слегка о жесть свои поранил губы». И вы по-хорошему «раните» себя и
слушателей каждой своей песней. Можно эту песенную фразу считать
лейтмотивом вашего творчества?
– Наверно, да…
– Сергей, женщины заинтригованы: отчего ваши песни о любви всегда с
грустинкой? Не говорю уже о «Снегирях». Даже, казалось бы, веселая песня
«Город Сочи»….
– Так вы действительно считаете, что она веселая? Да она трагическая!
– Потому что у встречи нет будущего?
– Потому что я стал прорицателем! – Сергей смеется удавшемуся розыгрышу.
– Я уже тогда предвидел, как много ляжет на наши плечи при подготовке
города к сочинской Олимпиаде. Хотя, в общем, это счастливые хлопоты.
– А что вы пожелаете ейчанам?
– Спокойствия души и больше света в ней.
…А дальше был концерт. Он назывался «Московское ассорти», потому что
включил все лучшее, написанное Трофимовым за пятнадцать лет. Прозвучали и «песни молодости» – как пошутил, для той части зала,
которая помнит вкус напитка, именуемого «Агдам». Сергей Трофимов
исполнял песни очень разные – грустные и, казалось бы, веселые. Но все
они далеко не простые, с глубоким смыслом. И смех в них порой сквозь
слезы. И все же зрители расходились, зарядившись удивительно доброй
энергетикой певца. Не зря же он считает, что «задача истинного искусства
– нести жизненный позитив»:
Ветерок нынче вроде бы попутный,
В небе солнце появится вот-вот.
С добрым утром, мужики,
С добрым утром,
Пусть сегодня нам чуть-чуть повезет.
«А теперь, – попросил, – не стесняйтесь, возьмите друг друга за руки. Вы
почувствуете, что в сидящем рядом с вами человеке и есть та Благодать
Господня, которую мы все так ищем». Лес поднятых рук «дирижировал» в
такт песне – таким было окончание концерта.