Будет стоять, разрушению не подлежит 

В сотнях городов нашей страны пропадают исторические памятники. Выдержит ли культурное достояние Российской Федерации безразличие людей и вечное «денег нет»?

Церкви прошлых веков – это тоже исторические памятники с самобытной, непередаваемой красоты архитектурой… Когда-то наш небольшой городок украшали Пантелеймоновская, Михайловская, Покровская церкви — настоящие узорные храмы. И не выдержали они натиска времени – их уничтожили пожары, войны, борьба против религии. То, что сейчас мы имеем и видим, восстановлено на их исторических местах – заново выстроены, заново вызолочены купола и кресты.

Но не все знают, что всё же остался в городе первозданный храм из тех далёких лет. Красота его с годами не увяла, а вот мощь былая, увы, поуменьшилась… И почти забыли уже горожане об этой церкви. Может, потому, что не православная она, а лютеранская? Да, речь о кирхе, или лютеранской церкви, – единственном культовом сооружении из прошлых веков.

Кирха стоит в глубине дворика улицы Маркса, в центре города, рядом со зданием библиотеки №2. Она имеет нетрадиционную для православия архитектуру, включающую стреловидной формы окна, витражи и богатый кованый орнамент на входных воротах: лютеране любили пышность. Многочисленные отдыхающие и туристы, приезжающие в наш город, отмечают необычно красивое здание готической постройки. Фотографируют и удивляются: почему оно не стало известной достопримечательностью Ейска?

Красавицу кирху выстроили ещё в 1896 году — для немецкой общины, проживающей тогда в Ейске (к сожалению, фамилии авторов проекта и строителей неизвестны). Она поднялась, играя узорами кирпичной кладки, увенчанная устремлённым в небо остроконечным шпилем с крестом. Церковные службы вёл здесь пастор – дом его стоял рядом с кирхой (сейчас это библиотека). Самым главным праздником у лютеран было светлое Рождество…

Последовавшие затем бурные исторические события – революция и две войны — заставили прихожан церкви покинуть наш город. В 30-е годы прошлого столетия закрылось много православных храмов, в том числе и кирха. И наверное, именно в ту пору борьбы с религией кирха и была обезглавлена.

Утеряв свой гордый шпиль, возвышавшийся над городом, она пригнулась, но не потеряла величественной стати. И теперь ей оставалось стойко выдерживать проливные дожди, снега и ураганные ветры. Она осталась сиротой без заботливого хозяина. Впоследствии, уже при советской власти, в 1948 году, её просторный зал приспособили для спортивных занятий. И несколько десятилетий кирха жила в качестве детской спортшколы – даже силач Иван Поддубный проводил в ней тренировка.

Когда в микрорайоне «Солнечный» возвели воздухоопорный спортивный комплекс, детей, желающих заниматься спортом, направили туда. Кирху вскоре закрыли.

Особого внимания к «старушке» не проявляли и «омолодить» не пытались. И сколько же денег теперь надо было в неё вложить, чтоб не дать разрушиться такой красоте, наполняющей душу?

Рассказывают, что приезжал из Германии пастор. И в частных беседах с горожанами высказывал горячее намерение возродить немецкую кирху. Однако, скрупулёзно подсчитав необходимые денежные вложения, вынужден был отказаться: уж очень затратно! Решил, что не одолеть этих девяти ступеней, которые раньше вели его народ к светлым мыслям и намерениям…

Однако светлые намерения вечны – они поселяются во множестве других душ. И ищут приложения и выхода.

Вот так однажды сформировался отчаянно-смелый план у городского тренера по восточным единоборствам – возродить спортивные занятия в здании кирхи! Всё равно стоит без внимания и ремонта, приходя в негодность! Так пусть ещё послужит во благо! И если всё задуманное получится, то дети, проживающие в центре города, смогут тренироваться в тёплом, полном солнечного света зале. И без страха возвращаться по вечерам домой!

Они, конечно, пока и так тренируются в центре – тренер Абдула Халилбеков занимается с ребятами (кроме мальчиков, учатся карате и девочки) на базе школы №2 в спортзале, а если зал занят – в широком коридоре. На протяжении более десяти лет – как «квартиранты».

Упорное намерение Халилбекова оборудовать ещё один спортзал в городе нашло понимание в администрации, и соответствующими городскими службами тренеру было выдано разрешение-договор аренды с условием — произвести ремонт старого здания. Но вначале помогли провести экспертизу – проверить надёжность старой постройки.

Приглашённые профессионалы после общего осмотра кирхи вынесли заключение – ремонт вполне обоснован, после него здание может стать пригодным для эксплуатации. Теперь лютеранская церковь, устремлявшая людей к добрым мыслям, должна была помочь воспитанию современного молодого поколения, став спортивным залом. «Чтоб не гуляли подростки бесцельно по улицам, а умели находить полезный досуг, вырастали мужественными, добрыми и настоящими защитниками семьи и Родины», – так думает тренер Абдула.

Было понятно — реставрация выльется в «большую копеечку». Кое-где трещины в стенах (значит, и в фундаменте), окна с дряхлыми рамами, полусгнившие «горбатые» полы, ржавые батареи отсутствующего отопления… Яркие стёклышки цветных витражей над входом исчезли, а пустоты замазаны глиной с песком… Но, тем не менее, разруху, поселившуюся в этих стенах, можно будет побороть во имя великой цели. «Цель одна, — отвечает тренер. – Это они — мальчишки. Вырастут достойными людьми – и будет достигнута моя цель. Это и будут мои дивиденды после восстановления кирхи».

Кто-то может в эти слова не поверить. А те, кто водил и водит на занятия своих детей и внуков, верят. «Мой внук уже в армию пошёл служить! А когда-то занимался у Абдулы. Теперь спасибо ему великое говорю – помог правильно воспитать нашего мальчишку! Тренер – умелый учитель, а уж как человек – просто бесценный!» «Они, дети, все его любят! – улыбается мама будущего бойца. – Наверное, предназначение такое нужное у нашего тренера – воспитывать».

Мальчишки в белых кимоно то и дело подбегают к тренеру поздороваться, называя его «сэнсэй» — учитель. «Они для меня как родные дети – помогу, домой к себе позову, если понадобится». «А мой сын меня так не слушается, как тренера, — добавляет один из пап, когда-то сам занимавшийся борьбой. – Дисциплину и волю учитель в них воспитывает». Ещё одна мама замечает: «Готов с ними во-

зиться – и на экскурсию водит, и в кино. Внимательно следит за поступками ребят, и моральные качества воспитывает – уважение к старшим, любовь к труду. Это его призвание!»

Сейчас, после двух лет ремонтно-восстановительных работ, стали видны их результаты. Вначале вывезли два грузовика дворового мусора. В старинные оконные проёмы с осторожностью, чтоб не нарушить рисунок кирпичной кладки, вставили повторяющие плавный контур коричневые стеклопакеты. В каждом новом окне предусмотрели форточки для проветривания – дети должны дышать свежим воздухом. Правда, средств хватило только на шесть окон, а надо вставлять ещё. Отопления пока нет, но рядом по двору проходит газовая труба. Полы ремонтируются крайне экономно – толстые пятисантиметровые доски не везде подпорчены гнилью, поэтому пригодные «пускаются в дело». Чтобы укрепить фундамент, рыли траншеи и делали бетонные заливки.

Надев строительную робу, тренер также участвует в работах. А летом здесь и дети трудились. Самых младших, которым 4-6 лет, конечно, не привлекали, а вот подростки 13-14 лет помогали обдирать старую штукатурку со стен. «Во дворе мы поставили стол, — вспоминает тренер, — отдыхали после работы и ели арбузы. А кирпичи, очищенные от песчаной штукатурки, слегка отшлифовали мастера – получилась модная кирпичная облицовка!»

По ходу работ появлялись находки – старинные вещи. Их тренер аккуратно собирает для будущего музея спортшколы. Чтоб дети смотрели и наяву постигали историю своего города.

Откуда приходят деньги для ремонта? Откликнулись некоторые родители детей, тренирующихся у Абдулы. Кто-то помогает руками — своими строительными навыками. Спонсоры? Рассчитывать на них не особо приходится… Конечно, средств недостаточно! Тогда тренер вкладывает свои, хотя миллионов не имеет. И верится, что обязательно придут ещё новые желающие помочь нужному делу от чистого сердца. Чтобы не затянулся ремонт ещё и на третий год.

Говорят, дом держится духом и энергетикой хозяина. Много примеров, когда вроде крепко стоящие дома вмиг обрушивались, став брошенными, потеряв хозяина. В нашем случае хозяин явился – значит, жизнь церкви продолжится – во имя добрых целей. Как говорит русская пословица, нужный путь Бог правит.

Татьяна Черкашина.