Кто должен разменять купюру? 

Не так давно я ехала в маршрутке. Середина дня, людей немного. Я заметила, что сидящая впереди элегантная немолодая женщина протягивает водителю для оплаты за проезд купюру в 500 рублей, но тот отказывается её брать.

Женщина расстроена, потому что водитель требует «денег помельче», а у неё в кошельке больше ничего нет. Ситуация обретает напряжённый характер. Водитель не уступает, а разменять 500 рублей никто из пассажиров не вызывается. И тут водитель внезапно останавливает движение и даже заглушает мотор.

— Выходите! – требует. 

 

Женщина, оскорблённая таким отношением к себе, наотрез отказывается выйти. Пассажиры почему-то молчат. Кто-то предлагает, правда, заплатить за неё, но она возмущена: «Я в состоянии заплатить за свой проезд!»

Не выдержав, я предлагаю водителю сделать «широкий жест» и провезти женщину бесплатно! Но он отвергает моё предложение, мотивируя тем, что «за полдня уже не раз мне давали и «пятисотки», и «тысячные». Где я на всех таких сдачи наберу?»

Маршрутка стоит. Женщина нервничает, объясняя всем, что и вправду разменной монеты у неё нет – ну так получилось, спешила, в кошелёк не заглянула! И не выходит. Пассажиры молча ждут. Водитель вынужденно трогает машину с места, движение продолжается.

Наверняка пассажирка расстроена – это видно по её лицу. А я замечаю висящую в маршрутке информацию – там обозначены телефоны лиц и организаций, которые как раз и помогут в установлении истины в похожих ситуациях. И я обратилась по указанным адресам.

Перевозчик Коцюба Сергей Павлович сразу встал на сторону пассажира: «Конечно, водитель был неправ. Он должен иметь разменную монету. В таких ситуациях надо всё же поступать разумно, а не высаживать пассажира. Ну а пассажирам – по возможности заранее подумать о том, чтобы мелочь в кошельке всё же была».

В транспортном отделе администрации города пояснили, что водитель оказывает пассажирам услуги за наличный расчёт, и поэтому он просто обязан иметь разменную монету – как и в любом магазине, например. Здесь действуют торгово-товарные отношения. Если размена не имеется, водителю надо побеспокоиться, чтобы он был. В крайнем случае, обратиться к пассажирам. Провезти пассажира бесплатно? Но на бесплатный (льготный) проезд имеют право только определённые категории населения.

Татьяна Черкашина.