Директор центрального ейского рынка – фигура для нашего города уникальная. В нынешнем году исполнилось двадцать лет, как он возглавил столь крупное предприятие. На этом посту пережил и развал огромной державы, и бурные девяностые, и относительно спокойные «нулевые» годы. О том, каким должен быть современный рынок, побеседовал с Ростиславом Федосенко наш корреспондент Игорь Малахов.

– Ростислав Николаевич, как выглядел рынок в начале вашего
руководства и каким он стал сегодня?

– Жалею, что нет с собой фотографий того времени, чтобы вы увидели,
какая убогость здесь царила. Сейчас все изменилось на девяносто девять
процентов. Самое главное, стало другим отношение к рынку и людей, и
руководства различных уровней. Ведь как было раньше? В сознании граждан
понятия «рынок» и «спекуляция» стояли рядом. Мой ребенок стеснялся в
школе сказать, где работает его папа. Спрашивал дома: «Меня просят
назвать место работы отца. Что ответить?» А я: «Говори, что работает
заместителем председателя райпотребсоюза». Да и каким могло быть
отношение? Торговали на рынке только сельхозпродукцией. Были одна
небольшая асфальтная площадка и деревянные столы без навесов. Там, где
сейчас находится новый рынок, вырыли котлован. Он многие годы был
заполнен водой, там рос камыш и по ночам квакали лягушки…

С развитием рыночных отношений у нас постепенно стали накапливаться
деньги, появилась возможность развиваться. Сначала над столами появились
навесы, затем торговые места мы переоборудовали в киоски. Я считаю, что
для юга этот вариант наиболее оптимален. Ведь чем дешевле объект, тем
легче его обслуживать. Капитальное сооружение типа торгового комплекса
требует отопления, освещения. Цена за место в нем будет значительно
выше. Это значит, что обычный человек уже не сможет завести свой
маленький бизнес. В капитальных сооружениях у нас продаются рыба, мясо,
молочные продукты, то есть то, что требует особых условий хранения и
торговли. Но зачем загонять туда картошку или арбузы? В нашем крытом
павильоне часто остается много свободных мест. Люди предпочитают
торговать на воздухе, там и товар лучше просматривается. Зато при
сооружении павильонов мы старались использовать самые последние
технологии. Я сам ездил по стране, изучал рынки в Пензе, Саратове,
Курске, даже в Киеве был. Сейчас в нашем павильоне свежей рыбы товар
продается обязательно на льду, который мы сами делаем. Даже покупателю,
если есть желание, в пакет вместе с рыбой лед кладут. В мясном павильоне
оборудованы рубочные. А ведь даже на ростовских центральных рынках
плахи стоят прямо в рядах. Во время рубки кусочки мяса, осколки костей
летят на стены, продавцов, покупателей.

– Своими планами поделитесь?

– Только в общих чертах. Вот пообещаешь, а потом, если не получится,
люди долго припоминать будут. Займемся переоборудованием вещевых и
овощных рядов. Самое главное – начали делать ливневку и проведем ее по
территории всего рынка. Уже соорудили вторую приемную яму. Желоба будут
подобны тем, какие уложены в центре города. Только нам они обойдутся
раза в три дешевле, ведь делаем их сами.

– Иногда в администрации из уст различных руководителей звучат
высказывания о том, что присутствие рынка в центре города представляет
опасность и его необходимо перенести за город. Что вы думаете по этому
поводу?

– Никто из тех, кто где-то говорит подобные вещи, ни разу не пришел
ко мне и не сказал об этом прямо, в глаза. Кстати, у нас большое
внимание уделяется профилактике чрезвычайных ситуаций. Серьезный
контроль – везде. На проходной, к примеру, жестко требуют ясность во
всем: кто едет, зачем, куда, что будет сгружать или загружать, сколько
времени проведет на территории рынка. У нас установлены почти три
десятка видеокамер, и систему видеонаблюдения мы будем развивать.
Серьезно относимся и к пожарной безопасности. Всюду стоят полностью
укомплектованные пожарные щиты, ящики с песком, емкости с водой, а
огнетушителей на рынке раза в четыре больше, чем это требуют нормативы. В
последнее время четко придерживаемся правила: «Рынок – территория
некурящих».

– Каким вы видите цивилизованный рынок?

– Вообще-то нужно уметь отличать базар от рынка. Жизненно необходимо
иметь место, где бы человек мог сойтись с другим человеком и
договориться не только о купле-продаже, но и поговорить о чем-то. У нас
сейчас есть продавцы и есть ценники. Человек подходит и покупает товар
по установленной цене. Но так должно быть в маркете, в торговом центре,
но не на базаре! На ценнике должна стоять начальная цена, а
действительная – складываться из разговора продавца с покупателем. К
сожалению, искусство договариваться о цене исчезает. Кстати, на базар
люди ходят не только за покупками, но и за новостями, ради встреч с
друзьями, которых давно не видели. На базар ходят «побазарить». Вот
пятнадцать лет назад мой отец в какой-то станице покупал картошку.
Вытащил несколько мешков со станичником из подвала. Уже и работе конец,
но тут хозяин картошки вдруг говорит: «Так я не пойму – ты казак или
нет?» Отец признался, что не казак. Станичник, ругаясь, стал сам
закидывать тяжелые мешки с картошкой обратно в подвал. Продавать
отказался наотрез. Недобазарились!

– Двадцать лет руководить одним предприятием – срок немалый. Как это
повлияло на вашу жизнь?

– Если брать профессиональную сторону, то появилась… не
самоуверенность, нет, – чувство ответственности стало настолько
обостренным, что если кто-нибудь тебе делает замечание – дескать, что-то
недосмотрел, – воспринимаешь это болезненно. Если за двадцать лет я не
научился правильно оценивать стратегию развития рынка, то грош мне цена
как специалисту! Но вот приезжают директора рынков из других городов,
смотрят, советуются и чувствуешь, что увиденное они оценивают по
достоинству.