Не бойтесь обращаться!

Школа приёмных родителей активно работает с 2013 года. Официальное её название — обособленное подразделение «Краевого методического центра» в Ейском районе. За этот период обучение здесь прошли 113 человек, в их семьях уже воспитываются 39 детей. Подробнее о целях и том, как организованы занятия на курсах подготовки, рассказала ведущий специалист, психолог Мария Скурихина.

Главная задача, которую ставят перед собой специалисты методического центра, — профилактика «вторичного сиротства». Обратившимся в школу помогают разобраться в своих чувствах и намерениях, дают необходимые знания для успешного и надёжного создания новой семьи, готовят морально и практически к приёму ребёнка, помогают пережить все этапы адаптации.

«Не бойтесь идти в опеку!» – призывает Мария. Она считает: многие люди окружены определёнными страхами и мифами о том, как происходит процесс принятия ребёнка в семью. В школе приёмных родителей как раз и помогают справиться с сомнениями и понять, что к чему.

Существуют три самые распространённые формы устройства детей-сирот: усыновление, приёмная семья и опека. На каждом виде стоит остановиться поподробнее.

 

Усыновление

Молодые семейные пары стремятся взять в семью новорождённых, к тому же отказничков. Они считают, что с таким ребёнком будет проще, но ошибаются. Малыш привык чувствовать биение сердца матери, её запах, ощущать безопасность. Когда, после рождения, он этого лишён в течение более трёх месяцев, у него не формируется привязанность. Выстраивание отношений с ребёнком будет достаточно длительным. В этот период новым родителям свойственно чувствовать себя виноватыми. Но малышу не нужна вина, он ждёт любви. Поэтому налаживание контакта проходит не всегда гладко.

Также принято думать, что новорожденный ребёнок – это гарантия хорошего состояния здоровья, конечно, при отсутствии явных отклонений. Но это тоже не так. К году-двум могут выявиться проблемы, связанные со здоровьем, и к ним нужно быть готовыми. Часто не всё известно о настоящих родителях малыша и генетическом багаже, который они передали ребёнку.

«Никто не знает, как вам правильно жить, — говорит Мария. – Никто не знает, через что вы прошли на пути к решению усыновления. В том, что с вами произошло, никто не виноват. Это могло случиться с каждым. И ребёнок, который станет частью вашей семьи, ничего об этом не знает тоже. Не догадывается о ваших чувствах и переживаниях. Вы возлагаете определённые надежды на малыша, но он их не сможет оправдать. Единственное, что соединяет в отношениях – это тонкая грань искренней любви, которую трудно описать словами. Можно только ощутить».

 

Приёмная семья

Государство возлагает большие надежды на такую форму устройства детей-сирот как приёмная семья. Но к кандидатам предъявляются высокие требования. Это не только знание возрастных и психологических особенностей развития детей, но и специальные медицинские и юридические знания. Создаётся приёмная семья на основании договора, в котором чётко прописаны права и обязанности сторон. Главный миф, который присущ этой форме устройства, — отсутствие контроля государства. Приёмные родители должны понимать, что их семья становится открытой для органов опеки. Составляется план индивидуальных работ, график посещений. И государство в первую очередь всегда будет на стороне ребёнка.

Попадая в приёмную семью, дети испытывают стресс. Задача приёмной мамы вместе с другими членами семьи создать условия для успешного прохождения адаптационного периода. Она должна посмотреть на свой дом глазами ребёнка. Обозначить правила и законы в семье, выстроить правильную семейную иерархию, где приёмному малышу или подростку отводится не последнее место. Тогда спустя год не будет возникать вопросов, например, почему ребёнок ничего не делает и в принципе не хочет делать из домашних поручений. Как выясняется, сначала его все жалели, ни к чему не приучали, а потом вдруг начинали что-то требовать. Вот почему так важно правильно выстроить взаимоотношение с приёмным ребёнком.

«Если вы хотите, чтобы ребёнок ценил и уважал вас, знайте такие качества не определяются генами, они воспитываются и взращиваются в семье. И неважно какой – родной или замещающей».

 

Опека

Опека, как и предыдущая форма устройства ребёнка в семью, осуществляется на основании договора. Она больше свойственна родственникам: бабушкам, дедушкам, тётям.

В случае с опекой тоже есть свой миф. Обычно люди считают себя специалистами в воспитании детей, пытаются оказывать ребёнку всяческую помощь, то есть фактически они его жалеют. Но при этом сильно рассчитывают на меры государственной поддержки, оказываемой детям-сиротам: бесплатный проезд в рамках муниципалитета, получение второго среднего профильного образования, выделение жилья и т.д. Но в итоге жалость ещё никогда не перерастала в любовь. «Будьте готовы к тому, что вам никто никогда не скажет спасибо, — предупреждает Мария. – Потому что, если человек жалеет, то он ожидает что-то взамен, например, благодарность. Но психология ребёнка-сироты строится по простой формуле: «Мне все должны!» В итоге обе стороны чего-то ждут. Возникает конфликт». Осознанное родительство состоит из множества мотивов, искренности и желания качественно и безопасно реализовывать потребности. То есть семья создаётся, чтобы стать счастливее друг с другом – только в этом случае возможен успешный исход.

 

Общее

заблуждение

Важный миф, характерный для всех форм устройства детей-сирот в семьи, заключается в том, что все они — больны. И здесь разговор не только о физических отклонениях. Безусловно, каждый оставшийся без попечения ребёнок имеет особенности развития: психологические проблемы, высокий уровень тревожности и эмоционального напряжения. Чаще это связано с событиями, которые ему пришлось пережить. Иногда ребёнок трёх лет испытал в жизни больше тягот, чем любой взрослый. И если у маленького человечка есть опыт выживания, то, попадая в семью, он будет продолжать делать это. Так что нужно время для обеих сторон. Спустя какой-то период при грамотном поведении родителей ребёнок приходит в норму и всё налаживается.

 

Занятия в школе

Программа подготовки кандидатов в приёмные родители рассчитана на два месяца. Занятия проходят два раза в неделю и включают в себя теоретическую и практическую части. Используются такие формы обучения как тренинг, индивидуальная и работа в малых группах, просмотр тематических фильмов, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, встреча с опытными приёмными родителями. По итогам обучающего периода слушатели сдают тестирование и проходят собеседование. Специалистом школы приёмных родителей прописывается психологическая готовность и личные качества кандидата, области риска. В период занятий их участниками происходит оценка собственных сил, осознание внутренних мотивов, страхов. Человек либо утверждается в своём желании, либо выбирает для себя другие способы стать счастливым.

В 2016 году с восемьюдесятью семьями заключены договоры по устройству детей-сирот, разработаны индивидуальные планы работ. Самыми частыми запросами за помощью в Центр являются трудное поведение ребёнка, связанное с кризисами развития, и оказание психологической помощи непосредственно самому родителю. Сложности адаптации возникают от того, что страшно обеим сторонам. Маме-опекуну – примет ли её ребёнок. А дети боятся, что их могут отдать обратно. На фоне этого происходят манипуляции, проверка на прочность. Но за три года работы учреждения его специалистам удаётся успешно преодолевать сложности. Не было ни одного случая возврата ребёнка.

 

«Если человек искренен и твёрдо уверен в своём желании взять на воспитание ребёнка-сироту, то для него не существует условий: возраст, цвет волос или глаз. Не может б ыть так, что кого-то из детей жальче, а кого-то нет. Кто-то достоин, чтобы его взяли в семью, а другие нет?» — заключает Мария.

Если вы хотите пройти курсы по подготовке кандидатов в замещающие семьи или уже являетесь приёмным родителем, но ваши отношения с ребёнком зашли в тупик, обращайтесь за помощью в обособленное подразделение «Краевого методического центра» в Ейском районе, расположенного по адресу: г. Ейск, ул. Советов, 105а, каб. 2. Дни приёма — с понедельника по субботу.