Олена ЖОЛОБОВА.

Жаркий полдень. Центр города. Торговые точки с очень желанным освежающим мороженым. В кошельке сто рублей одной бумажкой. Цена лакомства стартует от тридцати рублей. Казалось, я в шаге от исполнения желания. Но ни в одной из пяти точек, куда я обратилась, не оказалось сдачи с моей злополучной сотни.

В последнем киоске мне не только не продали товар, но и полностью
сняли с себя ответственность за обслуживание: «Где я вам буду бегать
десятки искать? Это не мои проблемы». Возможно, большинство покупателей
по незнанию согласятся с продавцом. А вот законодательные и
правоохранительные органы вряд ли. Потому как, не отпуская товар по
причине отсутствия сдачи, работник нарушает правила торговли. Это
подтвердили в отделе потребительского рынка и услуг районной
администрации. А согласно Письму Минфина РФ от 30 августа 1993 года № 104
вам просто обязаны предоставить сдачу. Причем, за отсутствие у продавца
разменной монеты и купюр ответственность несет руководитель
предприятия. Штраф за отсутствие сдачи колеблется от одной тысячи рублей
для физических лиц до двадцати – для юридических.

Я обратилась за комментарием к руководству одной из торговых точек,
где меня отказались обслужить. «Мы стараемся с утра обеспечить всех
продавцов мелочью, – рассказали мне по телефону. – Для этого специально
размениваем деньги в банках, на АЗС. Но в курортный сезон, когда
покупатель все время идет с крупной купюрой, нам справиться сложно. А за
грубость продавец, конечно, будет наказан». Ответ понятен, но часто
торговлей занимается непосредственно сам хозяин точки, и в этом случае
стращать руководством не получится. На помощь придет проверенная «Книга
жалоб и предложений». Прошнурованная и пронумерованная, она служит
определенным знаком качества обслуживания для проверяющих сферу торговли
организаций. Любые случаи нарушения Правил торговли, отраженные в ней,
станут основанием для взыскания, поэтому не стесняйтесь требовать книгу
и жаловаться. Возможно, заплатив несколько раз штраф, продавец изыщет,
наконец, возможность дать сдачу?

А теперь навскидку: вспомните хоть один случай наказания хамства или
нерадивости торговца? Если не подействовали взывания к совести продавца,
можно обратиться в службу защиты прав потребителя. Что корреспонденты
чаще всего и советуют делать обиженным покупателям. Но обратившись туда
сама, я поняла, почему некоторые торговцы так вольготно себя чувствуют.
По номеру службы ответили еще два отдела Роспотребнадзора. Затем
сообщили, что защитят права потребителя исключительно два раза в неделю в
определенные часы. Конечно, можно составить письменную претензию,
отнести ее в приемную и ждать, пока жалобу рассмотрят. От такой
«оперативности» защитников у многих опустятся руки. Но если проявить
настойчивость, шанс получить не только сдачу, но и качественное
обслуживание все же есть.


НА ЗАМЕТКУ:

==> В обмен на сдачу вам не имеют права навязывать другой товар.

==> Время обслуживания покупателя никакими правилами
торговли не закреплено. У продавца нет сдачи? Зато у вас есть время
подождать, пока он сам обменяет купюры или дождется размена от
начальства.

==> Если все же решились сами разменять купюры, то
обращайтесь в кассы банков. В Сбербанке, например, размен крупных купюр
по вашему заявлению произведут быстро и бесплатно. За обратный обмен уже
возьмут процент от сделки.